Урок обществознания в 11-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT (Приложение 1), задания для групп (приложение 2), тесты (приложение 3).

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Ход урока

1. Организационный момент

(Учитель говорит строгим и громким голосом).

- Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

- Докажите или опровергните фактами из истории.

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь сегодня.

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека». Работа с эпиграфом (слайд 2). Мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3).

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?
  2. Свобода как познанная необходимость.
  3. Свобода и ответственность.
  4. «Свобода от» или «свобода для».
  5. Свободное общество.

2. Новый материал.

- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 4).

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 12) (приложение 2), (слайд 5).

(15 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

(Слайд 6, при составлении данного слайда использовала материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»)

  1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?
  2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
  3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 7).
  4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле.
  5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 8)
  6. Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

  1. Как трактовали категорию свободы мыслители. (слайд 9)
  2. Как вы понимаете смысл их высказываний?
  3. Что в них больше, свободы или необходимости?
  4. Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

  1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
  4. Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 10).
Свободное общество (4 группа).

  1. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»
  2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?
  3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?
  4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 11)
  5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Первичное закрепление знаний: фронтальный опрос класса по заданиям к документу на с. 147. (слайд 12)

Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования (приложение 2), (слайд 13):

Самопроверка (слайд 14). Оценка работы обучающихся.

3. Итог урока.

- К чему может привести неограниченная свобода выбора?

- Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

- Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

- А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание (слайд 15):

§ 12, задания после §, эссе по заданию 2.