Логопедическое занятие "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Разделы: Коррекционная педагогика


Инструкции

Речевой материал

Оборудование

 

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь

 

Цели:

  • развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
  • формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
  • развивать слуховую память и слуховое восприятие

Задачи:

  • научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь
  • прививать умение ориентироваться в лексических признаках слова

 

1. Послушай пары слов, чем они различаются по звучанию и значению?

Ел-ель, был-быль, вес-весь, кров-кровь, цел-цель,угол- уголь, брат-брать

 

 

2. А теперь послушайте стихотворение про Ь

Мягкий знак хитрый знак -хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.
Почему у дома угол
превратился сразу в уголь-
без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
чтоб на мель не село судно:
мягкий знак перечеркнуть -
и свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е.Измайлов)

 

 

Какие превращения слов произошли при использовании буквы Ь

 

 

 

3.Запишим эти пары слов в тетради и подчеркнем Ь

 

 

 

4.Работа с деформированным текстом. (стихотворение на доске)

Сосулки, как носы у цапел.
И тают, словно карамел.
Я слышу звон апрелских капел -
Поёт весенняя капелл.

Доска с записанным стихотворением

 

- Ребята, прочитайте стихотворение. В каких словах пропущен Ь? (предъявляются карточки после того, как ребята называют правильно слова)

 

Карточки со словами:

сосульки,

цапель,

карамель,

апрельских,

капель,

капель

 

Давайте исправим вместе ошибки и допишем в слова Ь

 

 

 

5.- Посмотрите на необычные волшебные цветы

карточки в виде цветка

 

Давайте соберем слова, прочитаем их

 

 

 

Какая буква стоит на конце каждого слова? Что делает мягкий знак? Он обозначает какой-нибудь звук?

 

 

 

Физкультминутка.

Учитель читает стихотворение и показывает действия, дети повторяют за ним.

Динь-дон, динь-дон,
Слышу тихий перезвон,
(Встать, руки вверх,
звоним в колокольчики)
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой.
( Наклон вперед, руки вытянуть,
изобразить движения колокольчиком)
Сяду рядышком, у пня,
Может он позвал меня?
(Присесть, руки под голову)

 

 

Какие цветы можно встретить в лесу?

 

 

 

Придумайте сказку о волшебном цветке Колокольчике, который выручил мальчика Колю из беды. (2 минуты дать детям подумать) 1-2 ребенка рассказывают сказку, если у детей не получается логопед начинает сказку сам, а дети продолжают. Молодцы ребята, интересная сказка получилась.

 

 

 

А теперь ребята последнее интересное задание на этом занятии.

Перед вами на доске картинки двух людей: турист с рюкзаком и девочка с котенком.
В рюкзаке у туриста много разных вещей для путешествия, он у него тяжелый и твердый. А котенок у девочки маленький, пушистый. У кого есть кошки или котята? Вы гладили котят, какие они? (Дети отвечают – мягкие.)

Так вот сейчас мы распределим картинки на 2 группы. Картинки , в названии которых нам будут встречаться звуки , звучащие мягко мы положим к девочке с котенком, а картинки , в названии которых нет мягко звучащих согласных мы положим к туристу.

 

Картинки: лось, гусь, лес, стол, пень, мел, сом, конь, слон, нос

 

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, до свидания.