Методическая разработка занятия на тему "Белая береза – символ России"

Разделы: Экология


Объяснительная записка

Цель: актуализировать знания учащихся о березе как одной из самых распространенных деревьев нашей местности.

Задачи:

  • расширить знания детей о берёзе, обратить внимание на ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту и значении в художественно-эстетическом творчестве;
  • развивать элементы исследовательской деятельности, умение вести фенологические наблюдения в природе;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетических взглядов;

Срок освоения разработки занятия: занятие «»Белая береза – символ России» апробировалась с учащимися объединения «Юный эколог» (7 класс) в рамках регионального семинара «Экологические акции и операции в свете реализации программы «Экологическое образование и воспитание в Елабужском муниципальном районе на 2007-2011 гг.» на базе Детского эколого-биологического центра 8 апреля 2010 года.

Методическая разработка занятия «Белая береза - символ России» рассчитана на учащихся 5-7 классов. Предлагаемое занятие позволяет воспитывать в детях экологическую культуру бережного отношения к природе, удовлетворить их познавательные потребности, расширить их кругозор, способствует развитию мышления, речи, памяти, воображения, развивает навыки исследовательской деятельности.

Оборудование для проведения занятия:

  • Информационные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация (приложение);
  • березовые ветки с почками, береста;
  • листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Наглядные пособия: рисунки, фотографии с изображениями березы, березовой рощи.

Для проведения занятия заранее проводится подготовительная работа по группам. Дети готовят задания – сообщения по темам вместе с родителями.

I группа – тема «Берёза – символ России».

II группа – тема «Берёза – «Зелёная аптека».

План занятия:

I. Организационный момент.

  1. Беседа «Береза- красавица русских лесов».
  2. Разбор стихотворения С.Есенина «Белая береза под моим окном».

II. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся.

  1. «Береза – символ России».
  2. «Береза –«Зеленая аптека».
  3. Беседа на природоохранную тему «Сок березы или ее слезы?!».
  4. Разбор стихотворения Н. Бутыриной «Березка».
  5. Изготовление агитационных листовок.

 III. Закрепление изученного материала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, я прочитаю текст, а вы угадайте, о каком дереве идет речь?

Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А ее нежная весенняя зелень, разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с ней, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе. (БЕРЕЗА).

Да, прекрасное дерево береза, и нет ее прекраснее. Береза- самое любимое , самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.

Красавицей русских лесов называют березу люди, и кто может усомниться в справедливости этого имени? Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость и с давних времен служит символом всего самого светлого. Белая береза! Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано, как нежно говорят о ней люди: «березка», «березонька». Смотришь на березку и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармони, обязательно вспомнишь стихотворение Сергея Есенина «Белая береза под моим окном…»

Ученик читает стихотворение Сергея Есенина «Белая береза под моим окном».

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Педагог: Действительно, всякие воспоминания и всякие представления, связанные с березой рождают в нас самые прекрасные чувства и ощущения.

II. Изучение нового материала.

Педагог: Почему же березу называют символом России?

Выступление 1-й группы (5 человек) «Берёза – символ России».

1. Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.

2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.

3. Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра, в которых хорошо хранились молоко и вода. Посуда из бересты очень легкая, удобная в применении, не пропускает влагу.

Педагог: Береста - защитный покров дерева (демонстрация бересты учащимся). Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как и пробка, непроницаема для воды и газа.

4. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.

5. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду. Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. Изготовляли посуду из бересты.

Педагог: Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый»,от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.

Почему кора у березы белого цвета? В коре березы содержится красящее вещество – бетулин. Плохо пришлось бы березе без этого вещества, т.к. кора у нее тонкая и поэтому дерево могло бы получить ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться. Если в жаркий день прикоснуться к стволу березы, то можно ощутить, что даже на солнце он остается прохладным.

Педагог: В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её прочной древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.

Лесоводы очень любят и ценят березу за ее неприхотливость. Она может расти на любых почвах. Ее мелкие крылатые семена разносятся ветром на огромные расстояния. Эта порода играет важную роль в сохранении лесных площадей после пожаров и вырубок. Она сразу же вырастает на освободившихся площадях густой чащей. Лисья у нее мелкие, поэтому березовые леса всегда светлые. Уже в первый год жизни береза достигает высоты 5 метров, а к 60-80 годам- 35-метровой высоты, а может вырасти и до 70 метров. К вырубке березовые леса готовы уже в 50 лет, а в 70 береза дает чудесный лесоматериал, который широко применяется в мебельном и фанерном производствах.

Всего в мире насчитывается 140 видов берез, 70 из них встречается на территории нашей страны. Наиболее распространенные у нас - береза повислая и береза бородавчатая или пушистая.

Демонстрация на слайдах видов берез.

Ветви у березы повислой – поникающие, у березы пушистой направлены вверх. У березы повислой – повышенная устойчивость к веществам, выбрасываемым в атмосферу промышленными предприятиями, таким как сернистый газ и другим. Поэтому береза повислая успешно выращивается в городах с неблагоприятной экологической обстановкой. Береза пушистая предпочитает более увлажненные почвы.

Педагог: Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

Выступление 2-й группы (4 человека) «Берёза – «Зелёная аптека»

1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Целебные свойства березы – в ее нераспустившихся почках и в душистых клейках листьях. В них витамин С и сильные фитонциды. Лекарства из почек обладают мочегонными, желчегонными и отхаркивающими свойствами. Почки и листья заваривают как чай, его пьют при отеках, одышке, болезни почек.

2. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.

3. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний. А в стародавние времена его использовали для смазывания колес у телег, чтобы они не скрипели.

4. А какая русская баня без берёзового веника? Березовые веники значительно увеличивают целебное действие банных процедур. Именно ими лечат издавна все простудные заболевания.

Педагог: Да, велика роль берёзы. Недаром о ней сложено много сказок, песен и стихотворений.

Проводится физкультминутка.

Представьте себе, что мы с вами идем в весенний лес в конце мая. Встали! Шагом марш! (Каждый ученик марширует у своей парты). Посмотрите направо. Посмотрите налево. Оглянитесь вокруг. Как хорош лес! Посмотрите вверх на одно дерево, на другое. Сколько здесь птиц, сколько гнезд на деревьях! Присядьте, загляните под куст. Что случилось? Там сидит птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его. Осторожно! Посадите на дерево как можно выше. Выше! Выше! Поднимитесь на носочки, смелее тяните руки! Молодцы, хорошо! Вы помогли птичке. А вот на дороге завал из сучьев. Давайте его разберем. Наклоняйтесь, берите ветки и откладывайте в сторону каждый по четыре ветки. Хорошо, молодцы! Теперь нам пора идти домой. Последний раз оглянитесь вокруг! Мы прощаемся с лесом. Молодцы! Садитесь!

Беседа на природоохранную тему «Сок березы или ее слезы?!»

Педагог: Ребята, вы, наверное, слышали выражение «плачут березы». Весной начинается период активного сокодвижения деревьев. На стволе березы можно увидеть, как капля за каплей течет прозрачный сладковатый сок. Но такое кровопускание вредно для дерева. Оно истощает, лишает питательных веществ, необходимых для образования молодых побегов и листвы. К тому же через ранку могут проникнуть вредные микроорганизмы, также ветер может занести споры грибов-трутовиков. Дерево может заболеть и погибнуть.

Ребята, а что можем сделать мы с вами, чтобы березы не страдали от потери своей крови?

Высказывания детей.

Педагог: Ребята, помните, нельзя собирать сок березы в нашем городе и регионе, потому что он загрязнен отходами промышленных предприятий.

Разбор стихотворения Н Бутыриной «Березка»

Я березка белая, я в лесу жила.
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной.
Птицы голосистые пели надо мной.
Приходили люди в жаркий летний день.
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву.
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему наступил конец:
В лес пришел однажды мальчишка-сорванец,
Он изрезал ножиком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала – умру.
Он не успокоился – он поджег меня!
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламене, в дыму.
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну, зачем березку резать или жечь?!

Изготовление агитационных листовок.

III. Закрепление изученного материала.

Викторина.

  1. Какие виды берез самые распространенные в нашей стране? Береза повислая и береза бородавчатая.
  2. Сколько всего насчитывается видов берез? (около 140)
  3. Почему береста непроницаема для воды и газов? Береста – защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как и пробка, непроницаема для воды и газа.
  4. Сколько видов берез произрастает в нашей стране? (70)
  5. Почему кора у березы белого цвета? (в коре березы содержится красящее вещество - бетулин)
  6. Почему у березы молодые листочки клейкие? Смолистые вещества защищают листья от заморозков.
  7. Почему весной нельзя ранить березу? Стоит сделать надрез на стволе березы, капля за каплей начнет сочиться прозрачный сок. Но такое кровопускание вредно для дерева. Оно истощает, лишает питательных веществ, необходимых для образования молодых побегов и листвы. К тому же через ранку могут проникнуть вредные микроорганизмы, также ветер может занести споры грибов – трутовиков. Дерево может заболеть, а то и погибнуть.
  8. Что делают из бересты? Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока – они \и легки, и влагу не пропускают; для детей плели из бересты погремушки и мячики; на севере из бересты сооружали жилища – чумы, были берестяные лодки, незаменимые на мелководье. Они погружались в воду всего на 5-10 см., не больше; чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты. Корзины, лукошки. Короба. Даже дань в старину собирали в берестяные корзины – лукна.
  9. Какую часть дерева используют в народной медицине? Отваром березовых почек исцеляли больных. Они успокаивают боль, заживляют раны.
  10. Почему бересту называют прабабушкой бумаги? Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста.
  11. Чем хороша посуда из бересты? Посуда из бересты очень легкая, удобная в применении, не пропускает влагу.
  12. Почему ствол у березы всегда прохладный? В коре березы содержится белулин, особое красящее вещество. Плохо пришлось бы березе без этого вещества т.к. кора у нее тонкая и поэтому дерево могло бы получить ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться. Если в жаркий день прикоснуться к стволу березы – даже на солнце он остается холодным.

Список литературы

  1. Ибрагимова К.К. Деревья и кустарники вокруг нас / К.К. Ибрагимова. – Казань,ООО «Фолиант», 2008.
  2. Шайхутдинова С.А., Идиятуллина А.Ш. Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных «Белой березе»/ С.А.Шайхутдинова, - Набережные Челны, ГОУ «ДЭБЦ №4», 2005.
  3. Касаткина Н.А. Внеклассная работа. Биология, 3-8 классы/Н.А.Касаткина. - Волгоград, издательство «Учитель», 2001.
  4. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками./В.М.Суворова. – Волгоград, издательство «Учитель», 2009.
  5. Грехова Л.И. В союзе с природой./Л.И.Грехова.- М.:,Илекса, Ставрополь, Сервис школа, 1999.