Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися

Разделы: Логопедия


Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью культуры, в том числе и в сфере образования.

Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование хранения и распространения педагогического опыта;
  • совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;
  • создание и внедрение новых методических систем обучения;
  • создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
  • создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителя-логопеда.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.
Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса:

  1. С учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно-логопедическая работа, логопедическое просвещение) – 60% от общего использования ИКТ в работе.
  2. С педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) -20%.
  3. С родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) – 20%.

Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда:

  1. Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.
  2. Широкие мультимедийные возможности.
  3. Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
  4. Интерактивность компьютерных программ.
  5. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет.
  6. Возможность опосредованного консультирования и просвещения.
  7. Точность и быстрота обработки диагностического материала.
  8. Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
  9. Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

  • Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
  • Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  • Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  • Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  • Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
  • У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Применение различных компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает занятие более комфортным. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивался уровень сложности игры, который определялся строго индивидуально для каждого ребёнка.

Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься как индивидуально, так и с группой учеников. Это способствует:

  • активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления
  • повышению мотивации к учению
  • расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя-логопеда на уроке.

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда:

  1. Готовый продукт.
  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы;
  1. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
  • составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point;
  • веб-страницы и веб-сайты;
  • подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов;
  • цифровые видеоролики и др.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

Разработки логопедических занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрируются на экране с помощью проектора.

Авторские разработки занятий применяются для:

  1. Развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”.
  2. Развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика».
  3. Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи .
  4. Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.
  5. Развития связной речи и познавательных способностей (“Сериация”, “Четвертый лишний”, “Загадки”).
  6. На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).
  7. При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel.

На логопедических занятиях можно использовать различные развивающие и обучающие компьютерные программы.

  • Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа
  • Игры для тигры
  • Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку
  • Баба-Яга учится читать
  • Гарфилд второклассникам. Грамматика и письмо
  • Гарфилд второклассникам. Лексика и орфография
  • Адалин. Развитие речи. Задания и упражнения для детей
  • Ваш домашний логопед
  • Развитие речи
  • Трудные звуки
  • Супердетки. Весёлый диктант
  • Сайт «Логозаврия»
  • Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.
  • Академия младшего школьника
  • Я люблю Грамматику
  • Домашний логопед.
  • Интерактивный тренажёр для учеников 1-4 классов «Я пишу грамотно»
  • Волшебник Изумрудного города. Азбука с Элли

В своей работе я использую интернет-сайты, с логопедическими онлайн-играми.

  • www.logozavr.ru
  • www.solnet.ee
  • www.logoped1965.narod.ru
  • www.detiseti.ru
  • www.teremoc.ru
  • www.lohmatik.ru
  • www.internetenok.narod.ru
  • www.nachalka.com

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся позволяет более эффективно устранять различные недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

Приложение. Презентация «Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися»