Конспект урока во 2-м классе по теме "Безударная гласная в корне слова. Графическое обозначение орфограммы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формировать интерес к русскому языку, закрепить знания учащихся об орфограмме – безударная гласная в корне слова; учить подбирать однокоренные слова и словоформы для проверки безударной гласной, закреплять умение работать с тестами; продолжить работу со словарными словами.
  • Развивать умение слышать звучащее слово; развивать умение подбирать однокоренные проверочные слова (формы слова); развивать умение ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова.
  • Воспитывать любознательность, творчество.

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Мультимедиа проектор.
  • Компьютер.
  • Учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для второго класса общеобразовательной школы. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2010.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем покорять гору под названием «Русская грамотность». Но её плохо видно. (Слайд № 2, приложение). Как вы думаете, почему её так назвали?

(Ответы учащихся).

- Но путь нам предстоит сложный и чтобы нам с вами удалось покорить гору, нужно быть очень внимательными и старательными. Готовы отправиться в путь? (Учащиеся: Готовы!)

II. Творческая работа со словарными словами.

- Сначала я предлагаю вам вспомнить словарные слова. У подножия горы я нашла письмо, но в нём не хватает слов, но не простых, а словарных слов. И вы должны их вставить так, чтобы получился текст. А вы знаете признаки текста?

(Учащиеся: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.) (Слайд № 2, приложение).

Мы живём в … (России). Столица нашей родины - … (Москва). Это очень большой и красивый … (город). В нашей стране много знаменитых и талантливых … (артистов). Я тоже хочу стать артистом. Но пока я учусь в школе, поэтому меня называют … (учеником). Мне очень нравятся уроки математики, литературного чтения и … (русского) языка. Я буду стараться хорошо учиться, чтобы моя страна могла гордиться мною.

- Это текст? (Ученики: Да.)

- Почему вы так решили? (Ученики: Потому что рассказ состоит из предложений, связанных между собой по смыслу).

- Придумайте заглавие, но помните, что по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте. (Ученики: Моя родина. Россия. Моя родина – Россия. Я пока ученик. Россия и я.)

- Молодцы! Вот мы с вами и забрались на маленькую гору. (Слайд № 4, приложение).

III. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

- А теперь внимательно посмотрите на доску. (Слайд № 5, приложение). Здесь записаны пары слов:

  • масты – мосты
  • зилёный – зелёный
  • каза – коза

- Прочитайте эти пары слов. Поставьте ударение.

- Почему одинаковые слова записаны парами? (Ученики: Потому что некоторые слова записаны правильно, а некоторые – неправильно).

- Какие же слова записаны правильно, а какие – нет? Почему? (Ученики: Мы можем ошибиться при написании слов).

- В какой части слова правописание гласной буквы вызывает затруднения? (Ученики: В корне слова).

- О чём мы будем говорить с вами на уроке? Чему будем учиться? (Ученики: Будем говорить и учиться писать безударную гласную в корне слова).

- Вот мы поднялись ещё немного выше по склону нашей горы под названием «Русская грамотность». (Слайд № 6, приложение).

IV. Упражнение в подборе проверочных слов.

1. - Какие слова называются проверочными? (Ученики: Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне).

- Какие гласные надо проверять? Когда? (Ученики: В русском языке написание гласных букв е, о, а, и, я нужно проверять тогда, когда они обозначают безударные гласные звуки).

- Как их подчёркиваем? (Ученики: Зелёной ручкой, одной чертой).

 - А если ударные? (Ученики: Если гласные звуки ударные, то мы их пишем так, как слышим и подчёркиваем зелёной ручкой двумя чертами).

- Откройте свои рабочие тетради: отступите от своей последней записи две строки и в третьей посередине запишите сегодняшнее число, на второй строке – запишите «Классная работа».

2. Работа по учебнику. Упражнение 223 на странице 129.

Подумайте, какие буквы вы напишите на месте пропусков. (Слайд № 7, приложение).

Гриб, гр_бы, гр_бок, гр_бной (суп).

Лес, подлесок, л_сной, л_сник, л_са.

Лис, лисы, л_са, л_сица, л_сята.

(Ученики: В первой строке на месте пропусков должны написать букву «и», во второй – букву «е», в третьей – «и», потому что все эти слова однокоренные. Мы знаем, что в однокоренных словах гласная буква в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Поставьте ударение. Подчеркните проверочные слова. (Сверка выполненного задания со слайдом).

- А кто это? (Слайд № 8, приложение). (Ученики: Это лиса).

- Лиса предлагает вам дописать еще одно проверочное слово во вторую строку. Это слово леска. Согласны ли вы с ней? Почему? (Ученики: Нет, это слово нам не подходит, потому что лес – это территория, где растут деревья, кустарники, ягоды, травы, а леска – это приспособление для ловли рыбы, оно не является словом – родственником или однокоренным словом).

- Молодцы! Вы справились с заданием, поэтому я предлагаю вам полюбоваться природными пейзажами гор.

V. Физминутка для глаз.

(Слайд № 9, приложение). Дети следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

VI. Формулирование правила.

- Вот и следующее препятствие на пути к вершине горы. (Слайд № 8, приложение). Как называется орфограмма, которую мы изучаем? (Ученики: Безударная гласная в корне слова).

- Орфограмма – это написание по правилу. Попробуйте сформулировать правило о том, как нужно писать гласную букву в корне слова, которая обозначает безударный гласный звук? (Выслушиваются предположения учащихся).

- Прочитайте правило на странице 130. (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным).

- Как обозначается орфограмма? (Ученики: Безударную гласную в корне мы подчеркиваем зелёной ручкой одной чертой, в проверочном слове ударную гласную подчёркиваем двумя чертами зеленого цвета).

- Давайте и мы поучимся в своих тетрадях обозначать орфограмму – безударная гласная в корне слова. На доске появляется запись:

Лиса – лисы.

- Кто хочет попробовать обозначать орфограмму? (К доске вызывается один ученик по желанию).

- Молодцы! Вот мы поднялись еще выше. (Слайд № 10, приложение).

VI. Закрепление изученного правила. Тест.

- А теперь следующее задание.

1. Работа по учебнику: упражнение 225, страница 131.

- Спишите, вставляя пропущенную букву. Обозначьте орфограмму «Безударная гласная в корне слова». При выполнении задания обратите внимание на образец.

Море – м_ря

 

сёстры – с_стра

реки – р_ка

 

корм – к_рма

слёзы – сл_за

 

мир – м_ры

ряд – р_ды

 

дар – д_ры.

- Проверьте, так ли в вашей тетради оформлена работа, как и на доске? (Слайд № 11, приложение). А вершина всё ближе и ближе. (Слайд № 12).

Мини - тест.

- А сейчас для нас с вами предстоит выполнить последнее задание. Это тест. Возьмите его и давайте вспомним, как выполняется тестовая работа? (Ученики: Нужно внимательно прочитать задание, выбрать из четырёх вариантов один правильный ответ и напротив него поставить в квадратике крестик). (Слайд № 13, 14, 15, 16, приложение).
- А теперь давайте проверим. (Слайд № 17, приложение).

VII. Итог урока. Самооценивание.

- Молодцы! Какую орфограмму мы сегодня изучали? (Ученики: Безударная гласная в корне слова).

- А какое правило мы сформулировали для проверки безударной гласной в корне слова? (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным).

- Как обозначить орфограмму? (Ученики: Безударную гласную в корне мы подчеркиваем зелёной ручкой одной чертой, в проверочном слове ударную гласную подчёркиваем двумя чертами зеленого цвета).

- А вот и наша вершина. (Слайд № 18, приложение). Красиво здесь? У вас на партах лежат облака трёх цветов: зелёного, желтого и красного. Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Если вам всё было понятно, и вы научились писать безударную гласную в корне слова, то возьмите в руки зелёное облачко. Если вы поняли как нужно проверять написание безударной гласной в корне слова, но не все задания показались вам легкими, встречались и трудные, то возьмите в руки жёлтое облачко. Если вам было очень трудно выполнять предложенные задания, вы нуждаетесь в помощи со стороны учителя или одноклассников, то возьмите в руки красное облачко. Прикрепите их на доску в том месте, где вам больше всего нравится.

- Красивая гора «Русская грамотность»? Понравилось вам покорять горы?

VIII. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание в дневники. (Слайд № 19, приложение).

Упражнение 226 на странице 131 учебника. Вам дома нужно будет подобрать проверочные слова, записать их в тетрадь и выделить орфограмму.

Спасибо за урок! (Слайд № 20, приложение).