Урок русского языка "В гостях у дядюшки Глагола"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • в занимательной форме повторить и систематизировать изученные сведения о глаголе как части речи;
  • расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;
  • развивать творческий потенциал учащихся, способствовать здоровому духу соревнования.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: выставка книг по русскому языку: Т.Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол», Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник», Г.Г.Граник «Секреты орфографии»,выставка творческих работ учащихся по теме «Глагол», лингвистические сказки учащихся по теме «Глагол».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветственное слово учителя.  Скажите, вы любите ходить в гости?  Тогда вперед! Отправляемся в страну Глаголию, где живет дядюшка Глагол, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать.
– А как вы думаете, почему?
– Правильно, ведь Глагол никогда не сидит на месте.

Показывается портрет Глагола, читается стихотворение.

Глагол

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

Вопрос: Назовите, что делает Глагол. (Поет, бегает, рисует, держит, отбивает, едет, катается…)

2. Сообщение цели урока

– Сегодня у нас необычный урок – посиделки. Мы в гостях у Глагола. А отправляясь  к кому бы то ни было в гости, невежливо ничего не узнать о хозяине. Поэтому запасемся определенными сведениями о гостеприимном дядюшке, разберемся, что он любит, что мы о нем знаем хорошо, а что нуждается в уточнении, что любит Глагол, а чего совершенно не принимает, какие ловушки расставляет на пути незадачливых посетителей. Например, есть у него сундук…
Согласны, ну тогда в путь! Сегодня каждый из вас имеет возможность получить медаль за гениальность вместо традиционной оценки.

3. Основная часть урока

Слово учителя:
Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась…? (Глагол)

Вопрос: Какая полезная, нужная  информация есть в этой шутке?(Глагол обозначает действие предмета)

Учащиеся дают определение глагола.

Индивидуальные карточки

Учащиеся работают у доски.

1 карточка.

Прочитать выразительно загадки, найти и записать глаголы, выделить окончания.

Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.

2 карточка

Она под ногой ходит вниз головой,
Землю кусает,  в сторону бросает.

Отгадай загадку, найди глагол, определи его вид, наклонение время.

3 карточка

Шел-шел без дорог,
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А весной побежал.

Найди глаголы, выдели в них окончания, определи время.

Слово учителя:

– К встрече гостей дядюшка Глагол решил сделать ремонт, но он ужасно суетливый и не знает, за что взяться первым делом. А тут еще в комнату залетел комар, и, конечно же, Глагол принялся (что делать?) ловить комара и (что сделал?) разгромил всю комнату. Теперь ему надо срочно (что делать?) приниматься за ремонт и (что сделать?) привести все в порядок.
Поэтому он (что делает?) старается, (что будет делать?) будет торопиться и (что сделает?) все починит.

4. Физкультминутка. Игра на внимание

– Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного.  Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался.  Итак, приготовились!
Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.

– Молодцы! Вот только устал ужасно Глагол, ведь он переделал массу дел.

Учащиеся читают стихотворение

«Несовершенный вид»

Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в сторону торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
Все сочувственно глядят!
Суетливый, нестепенный…
Ах! Мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Вопрос: расскажите о глаголах несовершенного вида.

Фронтальный опрос

– Давайте поднимем настроение Глаголу, поможем ему сделать ремонт.
Назовите и запишите 5 глаголов, обозначающих законченное действие при ремонте. (ПОКРАСИЛ, ВЫКРАСИЛ, ПОБЕЛИЛ, НАКЛЕИЛ, РАССТАВИЛ, ПОМЫЛ и др.)

Вопрос. Какого времени получились глаголы, почему? (Глаголы прошедшего времени, так как глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.)

– Дядюшка сразу преобразился.

Учащиеся читают стихотворение

«Совершенный вид»

Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
Все восторженно глядят!
Весь начищенный, степенный.
Вид мой самый совершенный.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Сделал много разных дел,
Лишь немного похудел!

Вопрос: Расскажите о глаголах совершенного вида.

– Очень часто гостей развлекают семейными фотографиями и семейными историями. Хотите узнать одну из них? Она поможет вам вызвать расположение дядюшки Глагола, когда в разговоре вы оброните невзначай словечко о том, что вы кое-что знаете о его героических предках.

Читается сказка

  • Вывод об изменении глаголов по наклонениям и временам.
  • Об образовании и изменении наклонений глаголов.

Фронтальная работа с записью в тетради

От глаголов ПЕТЬ, СМОТРЕТЬ образовать все формы наклонений.

Петь – пел – пел бы – прош. вр.
Петь – пою – пой – пойте – наст вр.
Смотреть – смотрел – смотрел бы
Смотреть – смотрю – смотри – смотрите.

– У Глагола есть старая приятельница черепашка, которой тоже не терпится рассказать о себе. Послушаем ее, она окажет нам неоценимую услугу, догадайтесь, какую.

Ученики читают стихотворение о временах.

  • Прошедшее время.
  • Настоящее время
  • Будущее время.

Задание: О чем эти стихотворения? Обсуждение содержания.

Учащиеся рассматривают рисунки о прошедшем времени.

– Рассмотрите рисунки и составьте по ним рассказ на лингвистическую тему. О глаголах какого времени? (Прошедшего времени)

Фронтальная беседа

  • о глаголах прошедшего времени,
  • об орфограммах в глаголах прошедшего времени,
  • о роде и числе глаголов прошедшего времени.

Подсказка:

Учащиеся читают стихотворение «Запомните» о глаголах с безударным окончанием в форме инфинитива.

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати свое внимание.
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Задание: Образовать форму прошедшего времени от нескольких глаголов из стихотворения.

Например:

Таять – таял
Кормить – кормил
Ворчать – ворчал

Слово гостю.

Учащийся, перебивая беседу, читает стихотворение «Сладкая мечта»

Вопрос: Какая форма глагола помогает мечтать мальчику?(инфинитив)

Задание: Запишем 3 глагола, определим их спряжение. 

Вопрос: Как это правильно сделать?

Памятка «Чтоб определить спряжение» – ученик читает стихотворение.

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати свое внимание.
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
В первом спряжении пишут, поют,
Пашут поля и железо куют,
И во втором никогда не грустят!
Мчатся в музеи, учиться хотят.

Задание: Определи лицо глаголов, число и спряжение.

Беседа о глаголах 1 и 2 спряжения, записи в тетрадях глаголов.

Учащиеся читают стихотворение «Шпионьи функции»

На экране демонстрируется карточка о глаголах с приставкой ВЫ-, делается вывод об особенностях определения спряжения у таких глаголов.

Вопрос: Как определить спряжение глагола с приставкой ВЫ.

Учащийся отвечает стихотворным правилом.

Запомнить по порядку – Выбросить приставку!
Ударение определить, чтобы дальше знать, как быть:
Окончание ударно – определить по окончанью.
В безударном положении разобраться со спряжением
Нам поможет инфинитив, все сомненья разрешив.

Дружок, если ты встретишь эту приставку, то ты ее высмотришь, выберешь, вырвешь, вынесешь, выгонишь, выкинешь, вышвырнешь, выбросишь, выставишь.

Задание. Потренируйся на этих глаголах, определи их спряжение.

Слово учителя о жителях Первоспряженска, Второспряженска и Разноспряженска.

Читается сказка о драконе.

Индивидуальные задания

Учащийся у доски записывает глаголы, определяет их спряжение.

Вывод о спряжении глаголов.

Беседа:

– Расскажите об инфинитиве.

Ученик читает лингвистическую сказку «Инфинитив Глагола»

На собрании жителей страны Глаголии слово берет инфинитив:
– Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам доказал, жаль, что у меня нет времени!
– Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
– Лучше будущее, – говорит инфинитив, чтоб хоть немножко оттянуть время.
– Да не забудьте про вспомогательный глагол!
Дали ему вспомогательный глагол. Спрягается вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – инфинитив, у него нет времени!

Задание.  Послушайте стихотворение «Надо глаголы заставить»

Вопрос: Расскажите об их правописании.

Запись в тетрадях: кататься – катается, кусаться – кусается.

Вопрос: Что общего в этих глаголах?(Возвратность)

Слово ученику: рассказ о возвратности. Вывод.

Задание: устная работа о переходности глаголов. Работа с таблицей-схемой о замочках и ключиках. (Глаголы – замочки и существительные – ключики). Выполняется устная работа.

5. Физкультминутка

Разминка любителям футбола «Не заметили глагол – значит, пропустили гол»
Услышали глагол – подпрыгнули.
«Мы начинаем наш репортаж. Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан ФЫ хватает его и мчится к воротам соперника. Гу  перепрыгивает через Жу и отнимает мяч у Фы.зе несется наперерез Гу и выхватывает мяч из его рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь: перевязывает коленку. Вратарь ШИ волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник Ца охает и пропускает мяч. Болельщики аплодируют и свистят. Счет 1:0 в пользу желтых мордиков. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается.»

6. Подведение итогов

Слово учителя: Дядюшка Глагол очень любит детей. Сам-то он ужасный непоседа, и как непоседа непоседу он хочет вас предостеречь.

Учащиеся читают стихотворение «Предостережение любителям крокодилов»

Если ты решился в ванной крокодила подержать,
А потом его захочешь в теплой речке искупать,
А затем его отпустишь ребятишек попугать,
То потом едва ли сможешь ты домой его загнать.
Ты увидишь и услышишь, как он будет убегать,
Но, конечно, не сумеешь крокодильчика догнать.

Задание: выписать глаголы, определить их лицо, спряжение, вид.

Вопрос: Какие глаголы употреблены в этом стихотворении? (Глаголы 2 лица ед.ч.)

Беседа об изменении глаголов по лицам. (На доске картинки с лицами.)

Вопрос: Что такое проспрягать – что это значит?   (Изменить по лицам и числам)

Опережающее задание.

– Глаголы по-разному спрягаются в разных временных формах. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

Вывод урока:

  • Что мы повторили о глаголе?( Морфологические признаки)
  • Из сундука достаются морфологические признаки глагола.
  • Перспектива на будущие уроки – повторим коварные привычки глагола – его орфограммы.
  • Подведение итогов – выставление оценок – раздача медалей за гениальность.

7. Домашнее задание: составить план морфологического разбора глагола в творческой форме.

Приложение