Урок математики в 3-м классе по теме "Деление с остатком"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок введения нового знания.

Основные цели:

  1. Выведение понятия деление с остатком практическим способом (с помощью рисунка); формирование представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
  2. Развивать внимание, абстрактное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
  3. Воспитывать у обучающихся любовь к математике, навыки культурного общения, активную личность.

Оборудование: учебник “Моя математика”, карточки с цифрами, геометрические фигуры (круги), индивидуальные карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Комментарии

I. Организационный момент.

  • Задача данного этапа – создание положительного эмоционального настроя на урок, концентрация внимания.
Приветствует, проверяет общую готовность, желает успеха.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

– Теперь внимание на меня.

Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будите постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…”

– Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо.

– Вы готовы к работе?

– Тогда в путь.

Контролируют готовность, реагируют на слова учителя. Мотивация.

img1.jpg (9854 bytes)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.

  • Задача данного этапа – актуализация знаний, необходимых для введение в новую тему.

Возникновение проблемы.

Комментарий учителя.

– На доске в столбик записаны выражения.

24 : 3

42 : 7

52 : 4

84 : 8

14 : 5

– Назовите общие признаки этих выражений.

– По каким признакам деление можно разбить на две группы?

– Найдём значения этих выражений.

Подводит к проблеме. Выслушивает предполагаемые ответы. 14 : 5

– Вы смогли выполнить задание?

– Чем это задание не похоже на предыдущее?

– Какой возникает вопрос?

Обучающиеся предлагают свои версии (все выражения на деление, делитель однозначное число, делимые чётные числа).

Табличное и внетабличное деление.

Показывают на сигнальных карточках.

Рассуждают.

Ответы детей.

Фронтальная устная работа.

img2.jpg (11392 bytes)

Подводящий диалог.

III. “Открытие” нового знания.

Задача данного этапа – познакомить с делением с остатком; учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком.

Постановка проблемы, выведение темы.

– Давайте посмотрим, как выполнил деление Денис в задании 1 на стр. 60.

– Прочитайте задание про себя. Рассмотрите запись к рисунку. Постарайтесь объяснить, что означает каждое число в этой записи?

Выслушивает ответы.

Представление вывода.

– Ребята, какова тема нашего урока?

Открывает тему урока на доске.

“Деление с остатком”.

 

Работают с учебником.

Рассуждают.

Делают вывод.

Работают с текстом со знаком -!

Формулируют тему.

Фронтальная аналитическая работа с текстами.

Диалог, подводящий детей к самостоятельному формированию темы урока.

Мотивирующий диалог.

IV. Решение проблемы

Развитие познавательных умений – умений анализировать, обобщать.

“Открытие” нового знания.

Представить деление нацело как

особый вид деления с остатком.

Задание №2. Предлагает работу в парах.

Костик, Мишка и Павля разделили 14 мячей по-другому. Выясните и обсудите, как они это сделали?

Выслушивает ответы.

Предлагает вопрос-рассуждение:

– Ребята, очень важна здесь запись в скобках? Можно ли сделать такую запись 14 : 2 = 7.

Сделайте вывод.

Наблюдают. Находят пути решения.

Дискуссия в парах.

Сверяют.

Делают общий вывод.

Работают с текстом со знаком -!

Самостоятельная работа в парах.

img3.jpg (11049 bytes)

V. Речедвигательная физминутка.

   

img4.jpg (10994 bytes)

VI. Первичное закрепление с комментированием.

Учиться производить деление с остатком практическим способом.

Задание №3.

– Выполни деление, сделав рисунок.

– Ребята, сравните остаток и делитель во всех записанных выражениях. Что вы наблюдаете?

Работают у доски и в тетрадях.

Выполняют решение выражений с комментариями.

Сравнивают. Делают общие выводы.

Фронтальная коллективная практическая работа

VII. “Открытие” нового знания.

Задача данного этапа-

формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.

Подводит к проблеме.

– Сравни делитель и остатки. Можно ли к выражениям сделать такие рисунки?

img7.jpg (9811 bytes)

Выслушивает ответы.

Доказывают свои предположения. Сравнивают.

Наблюдают. Поиск решения.

Дискуссия в парах.

Работают с текстом со знаком – !

Диалог.

Обобщение. Вывод.

Самостоятельная работа в парах.

VII. Систематизация нового материала.

Первичное закрепление.

– Расскажите, какие остатки могут получиться при делении на 2, на 3, на 4, на 5, на 12?

Задание №4.

Самостоятельная работа

Обучающиеся предлагают свои версии.

Выполняют самостоятельную работу.

Сверяют результаты со стендовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости.

Оценивают свою работу.

Фронтальная работа

Самоконтроль.

Дифференцированное задание по карточкам.

Самопроверка.

Коррекция.

VI. Итог урока.

Задача данного этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.

  Анализируют свою работу на уроке. Диалог

VII. Домашнее задание.

Придумайте, решите и запишите 3 выражения на деление с остатком, сделав рисунок. №7 стр. 61 по выбору. А дополнительное задание для Дианы, Эмилии, Насти и Карины – попробовать составить алгоритм деления с остатком.