Обобщающий урок по теме "В мире сказок" с применением интерактивных технологий. Литературное чтение

Разделы: Начальная школа


Цели:

- формирование литературной компетентности,

- уважения к культуре других народов,

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

- расширение кругозора и словарного запаса

Оборудование: выставка рисунков к сказкам, выставка книг со сказками, учебник литературного чтения (автор Л.А. Ефросинина издатель), фишки с баллами, презентация компьютер, мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Введение в тему урока

Сегодня у нас необычный урок.
На нём подведём мы работы итог:
Кто сказки читает
И много их знает?
Кто сказок всех этих знаток?

- Что же такое СКАЗКА? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает)

- Когда появились сказки?

(Много веков назад, когда люди не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать их стали в 19 веке)

- На какие две группы делятся все сказки? (Авторские сказки, народные сказки)

- Какие виды сказок вы знаете? Назовите. (Сказки о животных, волшебные, бытовые)

У сказок много дорог. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо-чудное, диво-дивное.

- Сказка - это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. Мы отправляемся в путешествие по сказкам.

Путешествуя по волшебной стране, мы сделаем 4 остановки, и на каждой остановке знатоков сказок ждут задания. Чем труднее задание, тем большее количество баллов получает знаток. За правильный ответ, ответивший получит фишку с количеством баллов, соответствующих данному вопросу.

В конце путешествия мы узнаем, кто лучший знаток сказок в нашем классе.

III. Путешествие начинается…

В мире волшебных сказок (слайд 1. Презентация)

Первая остановка “Так всё начиналось…” (слайды 2, 3)

- Какая сказка так начиналась

“А, было это, голубчики в старину,
Когда задумал дед Архип
Залезть на Луну…”.

Ответ: “Царевич Нехитёр-Немудёр” (Русская народная сказка)

“В стародавние годы, в некотором царстве…”.

Ответ: “Елена Прекрасная” (Русская народная сказка)

“Жила на свете одна женщина. Детей у неё не было. А ей очень хотелось. Вот пошла она к старой колдунье и сказала…”.

Ответ: “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен)

“Было у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. За что ни возьмётся - всё у неё выходит, всякое дело спорится”.

Ответ: “Про Ленивую и Радивую” (Русская народная сказка)

“Жил-был поп -
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару,
Посмотреть кой-какого товару”.

Ответ: А.С.Пушкин “Сказка о попе и о работнике и работнике его Балде”.

Вторая остановка “Волшебное средство” (слайды 4, 5)

- Сказка невозможна без волшебства. У каждого сказочного героя было свое волшебное средство, свой волшебный предмет.

- Что бы ты мог попросить у…

старика Хоттабыча?

Ответ: волосок из бороды из сказки Л. Лагина “Старик Хоттабыч”.

крёстной феи?

Ответ: волшебную палочку из сказки Ш.Перро “Золушка”.

Нехитёра-Немудёра?

Ответ: ковёр-самолёт из русской народной сказки “Царевич Нехитёр-Немудёр”.

девочки Жени?

Ответ: волшебный цветок из сказки В.Катаева “Цветик-семицветик”.

Алладин? Ответ: волшебную лампу из иранская сказки “Алладин”.

Физминутка.

Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка непростая-
Далеко не отпускает.
(Ходьба на месте)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
Другой-вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Свежим воздухом дышать.
По лужайкам погулять.

Путешествие продолжается.

Остановка третья “Удивительные превращения” (слайды 6, 7)

Ответьте на вопрос:

- В кого превращались или были заколдованы.

1. Карета, лошади, кучер.

Ответ: в тыкву, мышей, крысу. Сказка Ш.Перро “Золушка”

2. Айога.

Ответ: в гуся. Нанайская сказка “Айога”.

3. Снегурочка.

Ответ: в облачко. Русская народная сказка “Снегурочка”.

4. Князь Гвидон.

Ответ: в комара, муху, шмеля. Сказка А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане..”.

5. Птицы, которых выпустил старик-годовик из рукава.

Ответ: 4 времени года из сказки В.И.Даля “Старик-годовик”.

Остановка четвёртая “Бюро находок” (слайды8, 9)

Ответьте на вопрос:

- Кто мог это потерять?

1. Зеркальце.

Ответ: злая мачеха из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне…”.

2. Хрустальную туфельку.

Ответ: Золушка из сказки Ш. Перро “Золушка”.

3. Скорлупу грецкого ореха.

Ответ: Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена “Дюймовочка”.

4. Золотое яичко.

Ответ: Курочка Ряба из русской народной сказки “Курочка Ряба”.

5. Ковёр-самолёт Ответ: Старик Хоттабыч из сказки Л. Лагина “Старик Хоттабыч”.

IV. Награждение знатоков сказок (слайд 10)

Наше путешествие подходит к концу. Кто же лучший знаток сказок в классе? Для этого посчитаем жетоны и узнаем.

V. Итог урока

Очень хорошо, что все вы любите сказки, знаете их. Но ещё много сказок, непрочитанных вами, которые предстоит прочитать.

- Зачем нужно читать сказки?

- Какие бывают сказки?

- Чему учат сказки?

- Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает)

Ребята!

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.

Презентация