Нетрадиционный урок биологии в 7-м классе. Класс Земноводные или Амфибии

Разделы: Биология


Особенностью развития современной школы является личностно – ориентированное обучение (ЛОО), которое рассматривается сегодня как педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их способностей, формирования самостоятельности, стремления к саморазвитию, саморегуляции. Учитель – информатор уступает место учителю – консультанту, меняется ориентация от усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам. Целевая установка учителя “с предметом к ученику” меняется на установку “с учеником к предмету”.

В условиях реализации ЛОО парацентрическая технология обучения (ПЦТО) позволяет создать условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Термин “Парацентрическая технология” означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций. При ПЦТО возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление права выбора и способа обучения благодаря организациям различных видов диалогового учения. Одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик, ученик – разные средства обучения, ученик – учитель).

В каждом диалоговом обучении ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие для стиля мышления и деятельности средства обучения (СО), а также выбирает методическое указание, инструкцию наиболее доступные для него. Организация учебного процесса по такой технологии предлагает прохождение учащимся четырёх – шести диалоговых видов обучения. Это может быть диалог ученик – ученик, ученик – ученик, но по другим методическим инструкциям, диалог ученик – СО, их предлагается на выбор учащимся (8-9). Из предложенных видов диалогов для ученика является обязательным выбор 5–6, а так же диалог с учителем.

Дидактическое назначение технологии – изучение новой темы, обработка навыков, умений. Особый интерес ПЦТО представляет для учителей, работающих в старших классах. Старшеклассники, в основном, сориентированы в направлении дальнейшего образования и испытывают недостаток времени для углубления тех знаний, которые им нужны для поступления в вузы. ПЦТО предоставляет учащимся возможности интенсивного изучения материала и досрочного выхода на итоговый контроль.

Для организации учебного процесса по ПЦТО учителю необходимо подготовить следующий материал:

1. Информационный лист.

2. Лист учёта за деятельностью учащихся.

3. Методические инструкции к работе со средствами обучения.

4. Лист контроля, в котором указывается объём умений, знаний, которые должны получить учащиеся при изучении темы.

Контрольный лист даётся учащимся в начале изучения темы, что помогает основной работе.

5. Подготовка к уроку средств обучения (СО). Это могут быть учебники, таблицы, учебные тексты с заданиями, модели, учебные пособия, дополнительная литература. К каждому СО готовится методическое указание для учащихся, в котором говорится, что делать при общении с тем или иным средством обучения.

6. Алгоритм работы по ПЦТО.

7. Материалы для промежуточного и итогового контроля.

Класс Земноводные, или Амфибии

1 ч   1 ч
Вводный урок ИВУ ПЦТО КП

Где ИВУ – информационный ввод учителя.

ПЦТО – парацентрическая технология обучения.

КП – письменный контроль.

Вводный урок

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных в связи с их жизнью на суше и в воде; особенности размножения и развития земноводных; происхождения; познакомить с основными систематическими группами земноводных, их значением в природе и жизни человека.

Тип урока: лекция учителя с показом видеофильма “Земноводные” (по ходу лекции).

Лист контроля

Вы должны знать:

1. Общие черты класса земноводные;

2. Особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных;

3. Основные систематические группы земноводных;

4. Особенности развития земноводных, их происхождение.

Вы должны уметь:

1. Устанавливать черты сходства и различия в строении и жизнедеятельности земноводных и рыб;

2. Распознавать земноводных среди других животных на таблицах, рисунках;

3. Обосновывать значение земноводных в природе и жизни человека; необходимость охраны земноводных.

Информационный лист

Обязательные СО

Средства обучения

Шифр

*

1. Учебник “Биология животных”, 7 класс. Автор В.М. Константинов.

2. Рабочая тетрадь № 2, автор С.В. Суматохин.

3. Пособие “Скелет земноводных”.

4. Таблица “Скелет земноводных”.

СО-1

*

1. Учебник “Биология животных”, 7 класс. Автор В.М. Константинов.

2. Рабочая тетрадь №2, автор С.В. Суматохин.

3. Таблица “Кровеносная система позвоночных”, “Нервная система позвоночных”.

4. Модель “Головной мозг земноводных”.

5.Модель вскрытой лягушки.

СО-2

*

1. Учебник “Биология животных”, 7 класс. Автор В.М. Константинов.

2. Рабочая тетрадь №2, автор С.В. Суматохин.

3. Таблицы “Развитие земноводных”, “Кистеперая рыба латимерия”.

СО-3

*

1. Учебник “Биология животных”, 7 класс. Автор В.М. Константинов.

2. Рабочая тетрадь №2, автор С.В. Суматохин.

3. Таблица “Многообразие земноводных”.

СО-4

  1. Хрестоматия по зоологии для VI – VII классов. Составитель С.А. Молис.

2. Рабочая тетрадь №2, автор С.В. Суматохин.

СО-5

 

1. Красная книга ЯНАО.

2. Рабочая тетрадь №2, автор С.В. Суматохин.

СО-6

Алгоритм работы ученика по ПЦТО

1. Выбери из предложенных средств обучения 4-5, с которыми ты будешь общаться. Найди их место положения в классе.

2. Реши, с какого средства обучения ты начнёшь работать (составь маршрут).

3. Займи место, где находится выбранное тобой средство обучения (СО).

4. Познакомься с методическим указанием (МУ), которое лежит на рабочем месте.

5. В листе учёта, на перекрёсте своей фамилии и номера СО поставь точку.

6. Начинай работу по МУ, выполняй соответствующие задания в рабочей тетради.

7. После выполнения МУ в обобщенном виде повтори выполненное задание, в листке учёта замени точку знаком “+”.

8. Процесс повтори при общении с каждым СО.

Методические указания к СО – 1.

1. Открой учебник “Биология животных”, 7класс, В.М.Константинов, с.176-179.

2. Внимательно прочитай §36.

3. Рассмотри рис. 132, 133, скелет земноводных, таблицу “Скелет земноводных”.

4. Выполни задание: пункт 5 задание №1, задание № 4 стр.24, задание № 3, стр. 25 в рабочей тетради.

5. Запомни отделы скелета земноводных, названия отделов свободных конечностей.

6. Работайте в паре, проверьте друг у друга правильность ответа.

7. Подойди к учителю, сделай отметку в листке контроля.

Методические указания к СО – 2.

1. Открой учебник “Биология животных”, 7класс, В.М.Константинов.

2. Внимательно прочитай §37.

3. Рассмотри рис. 134, 135, 136, 137.

4. Рассмотри таблицы “Строение кровеносной системы позвоночных”, “Нервная система позвоночных”.

5. Рассмотри модель головного мозга земноводных, модель вскрытой лягушки.

6. Выполни задания № 1, 2, стр.24-25 в рабочей тетради.

7. Обсудите полученные результаты в паре “ученик-ученик”.

8. . Подойди к учителю, сделай отметку в листке контроля.

Методические указания к СО – 3.

1. Открой учебник “Биология животных”, 7класс, В.М.Константинов.

2. Внимательно прочитай §38.

3. Рассмотри рис. 138, таблицы “Развитие земноводных”, “Кистеперая рыба – латимерия”.

4. Выполни задания № 3, 4, стр. 27 в рабочей тетради.

5. Подойди к учителю, сделай отметку в листке контроля.

Методические указания к СО – 4.

1. Открой учебник “Биология животных”, 7 класс, В.М.Константинов.

2. Внимательно прочитай §39.

3. Рассмотри таблицу “Многообразие земноводных”, рис. 141 учебника.

4. Выполни задания № 1,2, стр. 28-29 в рабочей тетради.

5. Подойди к учителю, сделай отметку в листке контроля.

Методические указания к СО – 5.

1. Открой хрестоматию по зоологии для VI-VII классов, стр.134-136, составитель С.А.Молис.

2. Внимательно прочитай статью “Значение земноводных”.

3. Сделай краткие записи о значении земноводных в рабочей тетради № 2, стр. 29, задание № 3.

4. Подойди к учителю, сделай отметку в листке контроля.

Методические указания к СО – 6.

1. Открой Красную книгу ЯНАО с.72 – 75

2. Выпиши в рабочую тетрадь № 2 стр.29, задание № 4 названия редких земноводных нашего края, запомни названия видов.

3. Подойди к учителю, сделай отметку в листке контроля.

Варианты итогового контроля

I вариант

1. Земноводные – полуводные, полуназемные хордовые, поэтому они дышат при помощи:

а) жабр

б) только лёгких

в) только влажной кожи

г) легких и влажной кожи

2. Для земноводных характерны следующие особенности:

а) голова неподвижна как у рыб

б) голова подвижно соединена с туловищем

в) нет шеи

г) конечности состоят из трёх отделов и имеют пальцы

3. В связи с выходом на сушу у земноводных появляются:

а) череп и позвоночник

б) веки

в) глаза и ноздри

г) барабанная перепонка

4. В отличие от рыб у земноводных появляются:

а) желудок

б) печень

в) слюнные железы

г) поджелудочная железа

5. В клоаку открываются:

а) пищеварительная система

б) выделительная система

в) половая система

г) кровеносная система

6. Главную роль при охоте лягушки за насекомыми играют органы:

а) слуха

б) осязания

в) зрения

г) обоняния

7. Головастик – это:

а) зародыш, развивающийся в икринке

б) личинка лягушки

в) молодой лягушонок

г) земноводное из отряда хвостатых

8. Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:

а) хвост

б) более короткие задние ноги

в) грубую кожу, покрытую бугорками

г) два круга кровообращения

9. Координацией движения управляет:

а) спинной мозг

б) продолговатый мозг

в) мозжечок

г) средний мозг

10. К хвостатым земноводным относят:

а) жерлянку

б) саламандру

в) жабу

г) тритона

11. На концах пальцев есть присоски у:

а) всех амфибий

б) хвостатых амфибий

в) квакш

г) червяг

II вариант

1. Наземные земноводные имеют количество конечностей:

а) 2 пары

б) 3 пары

в) 1 пару

г) 4 пары

2. Жабы живут в водоеме:

а) постоянно

б) только в период размножения

в) только во время зимовки

г) постоянно, кроме периода размножения

3. В шейном отделе земноводных количество позвонков:

а) 3 б) 2 в) 1 г) 4

4. В позвоночнике лягушки отделов:

а) 3 б) 5 в) 4 г) 2

5. У земноводных к плечевому поясу не относятся:

а) воронья кость

б) лопатка

в) ключица

г) плечевая кость

6. К классу земноводных не относятся:

а) крокодил

б) озерная лягушка

в) саламандра

г) гребенчатый тритон

7. В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле:

а) после птиц

б) после пресмыкающихся

в) после рыб

г) после млекопитающих

8. Органы выделения земноводных – это:

а) почки

б) мальпигиевы сосуды

в) кожа

г) кожа и почки

9. Признаком класса земноводных является:

а) хитиновый покров

б) голая кожа

в) жабры

г) размножение откладыванием яиц

10. Земноводные имеют дыхание:

а) кожное б) легочное в) кожное и легочное г) жаберное

11. Орган слуха земноводных состоит:

а) из внутреннего уха б) из внутреннего и среднего уха

в) из внутреннего, среднего и наружного уха

г) из наружного и внутреннего уха