Урок-путешествие "По страницам истории Московского Кремля"

Разделы: История и обществознание


Цели урока: Пополнить знания учащихся об истории нашей Родины, расширить представление учащихся о Московском Кремле — древнейшей части Москвы, главном общественно-политическом, культурно-религиозном и историко-архитектурном комплексе столицы, официальной резиденции Президента Российской Федерации.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка работ учащихся “Москва – столица нашей Родины”.

Предварительная подготовка учащихся: доклады “Московский Кремль в опасности – год 1238, 1382, 1612, 1942”, заочная экскурсия по территории Кремля.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие “По страницам истории Московского кремля. Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, культурно-религиозный и историко-архитектурный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации.

Но, прежде, чем попасть на территорию Кремля, мы отправимся к сердцу нашей Родины, на Красную площадь! Торжественная, помпезная, просторная, величавая, – какими только определениями не награждают ее впечатленные туристы или современные москвичи, не догадываясь, что площадь стала такой совсем недавно. Ее внешний парадный облик стал вырисовываться с 17 века. Происхождение названия Красной площади традиционно объясняется синонимичностью прилагательных “красная” и “красивая”, и, скорее всего, это действительно так. Существует, однако, еще одна версия, по которой виновниками такого “цветного” имени площади оказались пресловутые торговые ряды, которые в русском языке тоже назывались “красными” (особенно если там торговали тканями).

Ученик 1: (на экране Презентация – Приложение 1)

Мы войдем на Красную площадь через главные Воскресенские ворота. С лева от нас Собо?р Каза?нской ико?ны Бо?жией Ма?тери, построенный в период правления царя Михаила Федоровича Романова.

Рядом Главный универсальный магазин, построенный в конце 19 века под руководством архитектора А.Н. Померанцева. Это один из крупнейших торговых центров в Европе.

С правой стороны от нас увидим Исторический музей, построенный в конце 19 века, архитекторами А.А.Семеновым и В.О. Шервудом. Здесь расположены экспозиции от древнекаменного века до современности. В советское время здесь находилась государственная библиотека имени В.И. Ленина.

По центру обратим внимание на храм напоминающий по форме праздничный торт. Это ни что иное как Покровский собор или Собор Василия Блаженного. Собор был построен после взятия Казани Иваном Грозным. Он состоит из девяти куполов, один из которых центральный, а остальные символизируют объединение земель вокруг Москвы.

По правую сторону от нас – Мавзолей идейного вождя и первого главы советского государства – Владимира Ильича Ленина. Его тело и по сей день покоится в этом здании. Мавзолей был сооружен в 1924 году по требованиям народных масс по замыслу архитектора А.В. Щусева. В 1953 году в Мавзолее поместили тело Иосифа Виссарионовича Сталина, а в 1956 году после осуждения культа личности убрали.

Вот мы и оказались с вами у стен Кремля. На Красную площадь выходит Спасская башня – центральная башня со стен которой слышен бой курантов. Башен в Кремлевской стене 20. Мы войдем в Кремль со стороны Александровского сада через Кутафью Башню. Кутафья башня – самая приземистая и широкая из двадцати башен Кремля, прозвище Кутафья, фактически, и означает на одном из старых русских наречий неуклюжую, дородную женщину. Мы пройдем через Троицкий мост, который был проложен через реку Неглинную и окажемся в внутри Кремля.

Ученик 2:

Двигаемся внутрь Кремля и увидим здание Арсенала, построенное по приказу Петра Первого. Это не только как склад оружия, но и как хранилище трофеев. Сейчас у его стен установлено несколько десятков орудий, отвоеванных в различных войнах, а также 800 орудий, отобранных только у армии Наполеона.

Далее следуя, увидим здание Сената и Резиденцию Президента Российской Федерации.

Первое здание, которое попадется на нашем пути находится справа по ходу движения. Оно известно каждому москвичу как “Государственный Кремлевский Дворец”. Здесь прекрасный концертный зал на 4 тысячи мест. Построено как “Кремлевский дворец съездов”, коммунистическим правительством в 1962 году к 22 съезду партии. Архитектор М.М. Посохин при поддержке Н.С. Хрущева.

Мы на Ивановской площади – в самом центре Кремля. Самое Высокое сооружение – колокольня Ивана Великого, в 81 метр, архитектор Бон Фрязин. Это грандиозная звонница, которая размещает 18 колоколов в три Ряда. Колокола различаются по весу от 123 кг до 7 тонн. Такой силой звучания не может похвастать ни одна церковь Москвы.

Царь-пушка средневековое артиллерийское орудие, вылитое мастером – Андреем Чоховым, на Пушечном дворе во времена правления царя Фёдора Ивановича. Она самая большая в мире. Хотя за всю историю существования она не выстрелила ни разу. Весом в 40 тонн, длиной пять метров. Ядра находящиеся у подножия пушки являются внутри полыми, то есть декоративными.

Царь – колокол отлит русскими мастерами Иваном Маториным и Михаилом Маториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Иоанновны. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн. Его первый литейщик Иван Маторин, увидев, что стало с колоколом в результате пожара 1737 года. – откололся кусок весом в 11 тонн, скончался от сердечного приступа.

Ученик 3: Мы оказались в уникальном месте – средоточии духовных святынь Москвы. Со всех сторон нас окружают храмы – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Успенский собор часто называют русским пирогом с итальянской начинкой. Его начали строить псковские мастера, а продолжил Фьораванти, прозванный за мудрость Аристотелем. Здесь проходило венчание царей на царствование. Главным атрибутом венчания была шапка Мономаха.

Неподалеку были построены Архангельский собор, усыпальница московских государей. Позже появился Благовещенский собор, в нем покоились первые лица православной церкви.

Большо?й Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в первой половине 19 века по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К.А. Тона. Сегодня Большой Кремлёвский дворец является частью резиденции Президента России, а в его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, будь то вручение государственных наград или верительных грамот, инаугурация вновь избранного президента и пр.

Последний архитектурный памятник – Оруже?йная пала?та — московский музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ. Экскурсия наша подошла к концу.

Мы завершаем заочное путешествие!

Учитель: Мы отправляемся в далекое прошлое на страницы средневековой истории Москвы и Кремля.

Внимание! – ПРОБЛЕМА!

Вам предложены утверждения, с которыми вы можете согласиться, а можете и предложить альтернативные факты.

1.Слово “москва” означает узел.
2. Москва была основана в 1147 году.
3. Изначально Московский кремль был деревянным, а затем каменным.
4. Кремлевские стены современного вида были построены при Иване III. Работа организована группами. Каждой группе предложено одно утверждение и информация из разных исторических источников. Каждой группе необходимо ознакомиться с предложенными источниками и озвучить свою точку зрения. На работу в группе – 5 минут, на выступление – до 1 минуты. (Материалы представлены в Приложении 2). Выступления учащихся на фоне Приложения 3)

Учитель (динамическая пауза): Предлагаю всем собравшимся встать вместе изобразить крепостную стену Московского Кремля, может даже и зубцы в форме хвоста ласточки, как было задумано архитекторами Марком и Антонио Фрязиными. Самый высокий из нас представит образно Спасскую башню, взяв настенные часы. Если наше построение будет удачным, мы услышим звуковое сопровождение. (Звучит бой Кремлевских курантов)

Учитель: Путешествие продолжается. Мы отправляемся на тревожные, подчас трагические страницы истории. Наши ребята подготовили сообщения!

(Доклады учащихся – Приложение 4 на фоне Презентации – Приложение 5)

Ученик 3: Год 1238.

Ученик 4: Год 1612. Проводится игра. Немая сцена. Два ученика, одетые в костюмы, изображают Минина и Пожарского, призывающих “собрать в общую казну “пятую деньгу” для организации Второго народного ополчения”. Учащиеся, поняв просьбу, собирают “деньги, драгоценности”– изображения.)

Ученик 5: Год 1812.

Ученик 6: Год 1941.

Учитель: Мы завершили заочное путешествие по страницам истории Московского Кремля, познакомились с древнейшей частью Москвы, главным общественно-политическим, культурно-религиозным и историко-архитектурным комплексом столицы, официальной резиденцией Президента Российской Федерации. Ребята! Знайте и любите историю своего Отечества, гордитесь достижением деятелей культуры прошлого, героизмом людей любящих и защищающих Отечество.

Источники и литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. “ История России XX – начало XXI века”, издательство Москва “Просвещение”, 2009 г.
  2. Сахаров А.Н., “История России с древнейших времен до конца XVI века”, часть 1, издательство Москва “Русское слово”, 2007 г.
  3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. “История России XVII –XIX века”, часть 2, издательство Москва “Русское слово”, 2007 г.
  4. Материалы аудиокниги “Московский Кремль”, г. Екатеринбург, лицензия МПТР РФ ВАФ № 715, автор текста Усова Е., редактор Баричев С.
  5. Интернет – ресурсы: ru.wikipedia.org/wiki/ Московский Кремль.