Опережающие задания на уроках русской литературы в старших классах

Разделы: Литература


Современные программы старших классов предусматривают изучение сложного систематического курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений, их анализе.

В современной школе непременной составной частью каждого урока должно являться гибкая, во многом неформальная система контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая должна органически вплетаться в каждый этап работы учащихся на уроке. В этих целях можно успешно использовать фронтальные формы контроля по раздаточному материалу, проводить небольшие по объему контрольные работы, в частности сжатые изложения, мини-сочинения, письменные ответы и беседы на заранее заданные вопросы проблемного характера, используя их одновременно в качестве упражнений, углубляющих и закрепляющих знания и умения учащихся.

Основная функция текущего учета знаний - обучающая. Вопросы и задания направлены на закрепление и повторение пройденной темы.

Но любая из этих форм контроля без хорошей системы домашней самоподготовки учащихся останется просто пустой формой, так как многие учащиеся не смогут дать хорошего исчерпывающего ответа, не напишут хорошего изложения, сочинения, беседа превратится в одностороннюю лекцию учителя. Между учителем и учеником не будет творческого контакта.

Для организации домашней самоподготовки учащихся решающую роль играют хорошо подобранные, конкретные опережающие домашние задания, которые включают в себя подготовку ответов на вопросы любого характера, сообщений, рассказов, накопление нужного материала для написания обобщающего сочинения, подготовку к урокам-зачетам, конференциям и т.д.

Далее мы хотим предоставить вам некоторые вопросники по опережающим заданиям на уроках литературы в 10 классе:

Обычно на уроках литературы я использую такие виды опережающих заданий:

  1. На первом уроке учащимся предлагаются темы сочинений по изучаемому произведению, что дает возможность более глубже осмысливать тему выбранного сочинения, составить более приемлемый план накапливать по мере возможности нужный материал
  2. Индивидуальные карточки – задания для подготовки сообщений. В этих карточках указаны темы сообщений, литература, которую можно использовать при подготовке, примерный план сообщений и номер урока. Карточки целесообразно раздавать на первом уроке индивидуально или группе учащихся.
  3. Обязательно каждому уроку даются обучающие и проблемные вопросы, которые впоследствии используем при проведении урока-зачета.
  4. При необходимости можно дать темы докладов, сообщений.
  5. Рефераты. Их можно использовать как зачетные работы, также при работе с учащимся, часто пропускающим занятия в классе.

Примерные опережающие задания при изучении художественного произведения на уроках литературы.

I. А.Н. Островский “Гроза”:

  1. В чем заключается трагедия Катерины? Что заставило ее покончить с собой? Это что - протест или признак бессилия и безвыходности?
  2. Возможны ли такие случаи с девушкой в нашем современном обществе?
  3. Как бы вы поступили на месте Бориса? Что вы бы сделали ради спасения любви и любимого человека?
  4. Кого можно назвать “лучом света в темном царстве”, Катерину или Кулигина? Почему?

Можно использовать вопросы наводящего характера:

  1. Почему Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? А может, наоборот Кулигина, человека умного, рассудительного, образованного, назвать “лучом света”?
  2. Какое место в драме занимают темы любви и смерти? Могут ли быть взаимосвязаны в жизни такие понятия как любовь и смерть? Как вы понимаете “вечные” проблемы любви, жизни и смерти?

II. Вопросы более другого характера и содержания могут возникнуть при изучении романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

Можно ставить перед учащимися такие вопросы общего и проблемного характера:

  1. В чем заключаются особенности общественно-политической жизни России в 60-е гг. 19 века?
  2. Почему Тургенев назвал свой роман “Отцы и дети”? Как вы понимаете смысл этого произведения?
  3. В чем заключается смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых? Прав ли Базаров в оценке “старичков” Кирсановых и Аркадия? Существует ли проблема “отцов” и “детей” в наше время?
  4. Как вы думаете, почему Аркадий Кирсанов отошел от Базарова, тем самым отказался от его идей?
  5. Как, по-вашему, относится автор к Базарову и Кирсановым? Какие качества Базарова ему нравятся, и чего он не приемлет в нем?
  6. Согласны ли вы с утверждением Базарова: “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”? Если “да” или “нет”, то почему?
  7. Какую роль играет и какое место занимает в романе тема любви?
  8. Можно ли построить что-то новое, отрицая все?

Систему заданий и вопросов можно придумать и использовать и при изучении поэтического произведения. На первом уроке группе учащихся даются следующие задания:

  1. Подготовить мини-доклады по темам: а) “Отражение в творчестве Н.А. Некрасова страдание простого народа”, б) “Тема революционной борьбы за счастье народа в творчестве Некрасова”, в) “Образы “народных заступников” в творчестве Некрасова”, г) “Тема светлого будущего народа в творчестве Некрасова”
  2. Кроме этих заданий даются общие вопросы: а) Как раскрывается проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?, б) Как передается со страниц поэмы некрасовское чувство гордости и горести, при описании жизни народа?
  3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?
  4. Нравственные идеалы Некрасова. Какие высокие нравственно-психологические качества находит автор у крестьян? И как обличает паразитов-помещиков?

При изучении сказок С.Щедрина можно использовать следующие вопросы:

  1. Чем отличаются литературные сказки от народных?
  2. В чем особенность сказок С.Щедрина?
  3. Какие проблемы поднимает С.Щедрин в своих сказках? Сделать краткий разбор сказок.
  4. Мудр ли щедринский Пискарь?
  5. Попытаться сделать сравнительный анализ 2-х или 3-х сатирических сказок или рассказов русских писателей? (В виде сочинений)
  6. Составить юмористический или сатирический мини-рассказ.

При изучении сказки “Премудрый Пискарь” можно провести беседу по таким вопросам:

  1. Могут ли быть в наше время обыватели? Похожи ли современные обыватели на тех пискарей из сказки С.Щедрина?
  2. Какую опасность представляют эти обыватели для общества? В чем проявляется это опасность?
  3. В силу каких причин проявляется обывательщина?
  4. Почему обыватели считают себя самыми мудрыми и предусмотрительными людьми?
  5. Что нужно делать, чтобы не было обывателей и обывательщины вообще?

Опережающие задания и вопросы по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Если разложить по урокам, то у нас получится так:

I урок – лекция по творчеству и жизни Достоевского.

II- IX уроки – непосредственно по роману.

IX урок – урок-лекция с элементами беседы. Как урок-обобшение.

Х урок – зачет.

Примерные темы для сочинений

  1. “Истоки преступления и наказания Раскольникова”
  2. “Образ города в романе”
  3. “Судьба детей в романе”
  4. “Какие мысли и чувства побудил роман Достоевского “Преступление и наказание”
  5. “Вопрос “Что делать?” в романах Н.Г. Чернышевского и Ф.М. Достоевского”

I урок. Лекция. “Ф.М. Достоевский. Судьба и личность писателя”

II урок. “Петербург Достоевского”

  1. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
  2. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются ему на этих улицах. какое впечатление они произвели на вас и почему?
  3. Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы, входите в трактир, в комнату, где живут Мармелодовы?
  4. Что больше поразило вас в отношениях людей друг к другу?
  5. Почему Достоевский называет Петербург “город, в котором невозможно быть”?
  6. С какой целью Достоевский в романе приводит реальные названия улиц, даже описывает дома, которые существуют реально?

Можно подготовить сообщения по темам:

  1. Городской пейзаж и его воздействие на психику Раскольникова.
  2. Сцена уличной жизни.
  3. Интерьер домов, в которых живут герои романа.
  4. Образ Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя.

Дать задание заготовить таблицу с указанием названий улиц, по которым ходили герои романа - прежних и современных.

III урок. “Униженные и оскорбленные” или “Тема “маленького человека” в романе”

К этому уроку подготовить:

  1. Выразительное чтение монолога Мармеладова и ответ-рассуждение по вопросу “Сущность жизненной драмы Мармеладова?”
  2. Подготовить рассказ о жизни Катерины Ивановны.
  3. Сообщение-анализ “Судьба детей в романе Достоевского у Короленко (и др. писателей)”.

Подготовить ответы к следующим вопросам:

  1. Какие писатели до Достоевского обращались к теме “маленького человека”?
  2. Как ты понимаешь понятия благотворительство, сострадание, жертвенность, нравственность, человеколюбие?
  3. Что бы ты сделал, чтобы как-то облегчить жизнь, судьбу людей, которые живут в состоянии откровенной социальной незащищенности?
  4. В чем сущность жизненной драмы Мармеладова? Виноват ли в этом сам герой?
  5. Можно ли осудить Соню? имела ли она другой выход из создавшегося положеня?
  6. Достоин ли сострадания Мармеладов?
  7. Почему в романе получается так, что человек, желая сделать добро, обязан совершить преступление?
  8. Можно ли увидеть в описании этих несчастных людей протестписателя?

IV урок. “Истоки преступления Р.Раскольникова”

Задания к этому уроку:

  1. Перечитать эпиграфы: размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (2-4 главы I части)
  2. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о котором Раскольников вспоминает в главе 6-й, часть 1-я
  3. Подумать над вопросами:
  1. Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Чем они вызваны?
  2. Почему он стыдится своей чуткости и, в то же время, не может совладать с нею?
  3. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым. (Со слов: “Ай да, Соня…” до слов: “Так тому и следует быть!”)
  4. Какую роль сыграют внутренние монологи Раскольникова в раскрытии его характера?
  5. Почему Раскольников против брака Дуни с Лугиным?
  6. Как пришел Раскольников к убеждению, что задуманное им - не преступление?

V урок. Смысл теории Раскольникова

Задания:

  1. Прочитать содержание статьи Раскольникова о преступлении (ч. V, гл. 4).
  2. Ответить на вопросы:
  1. В чем главная причина преступления Раскольникова?
  2. Какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

В ходе обсуждения I вопроса у нас возникают несколько попутных вопросов:

  1. Что собой представляет теория Раскольникова?
  2. Что он отмечает в характерах тех исторических лиц, к которыми он хочет равняться?
  3. Можно ли сравнить теорию Раскольникова с теорией фашизма, расизма?
  4. Может ли теория Раскольникова иметь какое-то отношение к культу личности одного человека в государстве?
  5. На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?

VI урок. “Преступление и “явка с повинной” Раскольникова”

Даются следующие домашние задания:

  1. Подготовить ответ на вопрос: “Как герой пришел к выводу, что “задуманное им убийство – не преступление”?
  2. Ответить на вопросы:
  1. Почему Раскольников, несмотря на сомнения, и очень сильные, совершает убийство?
  2. Почему автор так подробно описал те “неожиданности” и “случайности”, с которыми столкнулся Раскольников в ходе “эксперимента”?

 VII урок. Раскольников и “сильные мира сего”

На уроках можно использовать следующие вопросы:

  1. Согласны ли вы с мнением Раскольникова о близости взглядов Лужина и его теории?
  2. Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова?
  3. Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?
  4. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?
  5. Объясните, зачем Лужину нужна была сцена с Дуней на поминках у Мармеладова?
  6. Можно ли оправдать человека, если его дурные поступки порождены влиянием времени воспитания?
  7. О чем задумались вы, размышляя над жизненным принципом Лужина “возлюби прежде всего самого себя”?
  8. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”

VIII урок. “Правда” Сони Мармеладовой

Ответить на такие вопросы:

  1. В чем “правда” Сони?
  2. Что показалось Раскольникову “странным” у Сони и почему?
  3. Доказать, что автор утверждает “правду” Сони Мармеладовой.

В ходе урока можно использовать следующие вопросы:

  1. Во имя чего “переступила” соня?
  2. Как могут в одном человеке совмещаться такая низость, позор с противоположными святыми чувствами?
  3. Что показалось Раскольникову “странным” у Сони и почему?
  4. Почему Раскольникову показалось странной и связь между Лизаветой и Сонечкой, отношение Сони к нему?
  5. В чем убеждает вас ответ Сони на вопрос Раскольникова: “…Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?
  6. Почему каторжники к Соне относятся с любовью и уважением? И почему не верят, презирают и ненавидят Раскольникова?
  7. Что же является определяющим в поведении Сони?
  8. В чем, по вашему, Достоевский видит суть народной жизни?

IX урок. “Правда Достоевского” Ф.М. Достоевский и наша современность

Дома должны подготовить:

  1. Перечитать эпизоды третьей встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч. VI гл. 2)
  2. Страницы романа, рассказывающие о Лебезятникове (ч.V гл. 1)
  3. Эпилог романа.

 Ответить на вопросы:

  1. Какие противоречия в решении проблемы общество и человек в романе Ф.М. Достоевского вы обнаружили?
  2. Что отличает Ф.М. Достоевского от революционной демократии (Н.Г. Чернышевский) в решении главного вопроса эпохи – что делать?

Х урок. Урок-зачет по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Использование на уроках системы опережающих заданий дает неплохие результаты. Подталкивает учащихся к осмысленному чтению текста, помогает прочному усвоению данной темы.