Час занимательной математики

Разделы: Математика


Цель: привитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие внимания.

Оформление: высказывания о математике, карточки с пословицами.

Класс делится на 3 команды.

Сегодня у нас с вами необычный праздник. Этот праздник посвящен математике - одной из самых важных наук. На празднике вы увидите, что математика может быть не только серьезной и строгой, но и веселой, занимательной, требующей находчивости, эрудиции.

На вопрос "Для чего изучают математику?" - ответит ученица 6 класса Бауэр Маша стихотворением, которое она сама сочинила.

Стихотворение про математику

Математика - предмет
Очень увлекательный!
Знает каждый человек,
Что он познавательный!
В магазине нам нужна
Только математика!
Там заложена она,
Словно, как грамматика.
В бухгалтерии живет
Только математика!
И ведет там бухучет
Дядька познавательный.
И по жизни проведет
Эта лишь наука!
И народ за ней идет
По следам без звука.
Вот, ребята, мой Вам совет:
"Нет и проблематики!
В жизни даст на все ответ -
Только математика!".

Классу предлагается расшифровать слова. 3 ученика, которые угадали их первыми, - капитаны, они набирают себе команду.

  • РЬБОД (дробь)
  • АМУСМ (сумма)
  • ЛИЧОС (число)

Задачки с подвохом

Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в : (Не в кружочек, а в клеточку.)
Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается : (Не два, а шесть.)
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно : (Не 5, а 4.)
Ты на птичку посмотри:
Ног у птички ровно : (Не 3, а 2.)
У меня собачка есть,
У нее хвостов аж : (Не 6, а 1.)
Говорил учитель Ире,
Что два больше, чем : (Не 4, а 1.)

Самый умный

От каждой команды приглашается по одному ученику, которые отвечают на все вопросы.

  1. Дайте определение понятию "процент". (Сотая часть числа.)
  2. Найдите 1% рубля. (1 коп.)
  3. Какой буквой записывалось число 50 в Древнем Риме? (L)
  4. Формула площади прямоугольника со сторонами a и b? (ab)
  5. Единица измерения скорости на море? (Узел.)
  6. Как найти неизвестное делимое? (Умножить делитель на частное.)
  7. Третья буква древнегреческого алфавита? ()
  8. Может ли при умножении получиться ноль? (Да.)
  9. Место, занимаемое цифрой в записи числа? (Разряд.)
  10. Чему равно: 13 x 25 x 0 x 0,1? (0)
  11. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км.)
  12. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз.)
  13. Как найти неизвестное уменьшаемое? (К вычитаемому прибавить разность.)
  14. Прибор для измерения углов. (Транспортир.)
  15. Площадь прямоугольника . Чему равна сторона квадрата с такой же площадью? (6 см.)
  16. Что больше 34 x 54 или 43 x 55? (43 x 55 больше.)

Угадай пословицу.

Участникам предлагаются карточки с перепутанными буквами. Необходимо за отведенное время прочесть правильно пословицу.

а) У СМИЕ ЯКЕНН ЯДИТ БЗЕ ГАЛУЗ ( У семи нянек дитя без глазу.)

б) ВЫРЕПЙ НИЛБ МОМКО (Первый блин комом.)

в) ТО ОБРАД РБОДА ЕН УЩИТ (От добра добра не ищут.)

г) СЕСТОЛЬМ ОГОРАД БРЕТЕ (Смелость города берет.)

Математические шарады.

С "к" - для продуктов годна.
С "м" - для сложенья нужна.
(Сумка - сумма.)

С "ш" - для счета я нужна.
С "м" - обидчикам страшна!
(Шесть - месть.)

Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "у" на "о" -
Будет круглое число.
(Сурок - сорок.)

С буквой "р" - с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без "р" - нужна для счета,
Цифрой быть - ее работа.
(Шерсть - шесть.)

С "д" - давно я мерой стала,
С "т" - была высоким баллом.
(пядь - пять.)

Счастливой цифру ту считают,
При счете часто применяют.
А "м" вот на "т" поменяли -
И рыбы немало поймали.
(Семь - сеть.)

Игра "Считаем вместе"

Участники игры садятся в круг.

Условия игры: участники игры по очереди должны выполнять сложение или вычитание однозначных чисел.

1-й называет число: например, 9.

2-й называет знак: например, плюс (+).

3-й называет число: например, 3.

4-й называет знак: равно (=).

5-й должен назвать сумму.

6-й - называет новое число. И т.д.

Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Виновный в отрицательном результате также выбывает из игры.

Математическая сказка

История возникновения дробных чисел

Жила-была в царстве Математике Натуральная величина. Звали ее А. Была она числом красивым да пригожим, а самое главное, она была тезкой той буквы А, которая стояла первой во всех алфавитах. И это ей очень льстило.

А женихов у нее было видимо-невидимо. Многие знатные числа хотели, чтобы А стала их женой. Но гордая красавицы все никак не могла сделать выбор в чью-то пользу.

И тогда она объявила на все царство, что ее мужем станет тот, кто напишет самое оригинальное признание в любви.

Уж сколько признаний пришлось выслушивать гордой красавице, так это ни в сказке сказать, ни пером описать. Но ни одно из них не оправдало ее надежд. Уж совсем измучилась, бедняжка. Но тут все ее мучения были вознаграждены. А сделал это неугомонный выдумщик В. Он не стал говорить красавице слишком громких слов о любви, которые уже и так порядком поднадоели А. В решил написать девушке такое письмо: А: В (А разделить на В). Этим посланием он хотел сказать, что готов разделить с А все радости и печали, и при этом она всегда будет для него на первом месте, будет превыше всего, он запишет ее над чертой дроби. Красавицу очень тронуло это письмо, в котором сочетались и краткость, и необъятная любовь. Поэтому победителем стал именно В.

А мы получили новые числа, которые стали называться дробными. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель - сколько таких частей взято.

Не правда ли, очень похоже на известную пословицу про мужа и жену: "Муж - голова, а жена - шея, куда она повернется, туда голова и смотрит".

Итоги праздника. Награждение медалями.

Список литературы.

  1. Коган М.С. Игровая кладовая [Текст] / М.С. Коган. - 5-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. - 238 с. - (Сценарии игр и праздников).
  2. Панишева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы / авт.-соси. О.В. Панишева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 219 с.
  3. Час занимательной математики. / Под ред. Л.Я. Фальке. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 176 с.
  4. Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы. Викторины. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 128 с.: ил. - (Внимание: дети!).