Урок математики в 8-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Разделы: Математика


Тема: «Смежные углы. Сумма смежных углов».

Цель: Дать понятие о смежных углах, о сумме смежных углов.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о смежных углах, о сумме смежных углов.
  2. Развивать глазомер.
  3. Воспитывать аккуратность при построение чертежей.

Оборудование: плакаты с правилами, раздвижные модели углов, модели часов, карточки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Смежные углы. Сумма смежных углов».

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1.Что называется углом?

Из каких элементов состоит угол?

Какие виды углов вы знаете?

Каким чертежным инструментом можно найти градусную меру угла?

2. Работа с моделями часов [1] (у каждого ученика модель часов).

Покажите:

  • 15 минут второго. Какой угол образовали стрелки? Какой может быть градусная мера острого угла? (от 0 до 90)
  • 9 часов ровно. Какой угол? Какова градусная мера прямого угла? (90)
  • 12 часов 25 минут. Какой угол? Какой может быть градусная мера тупого угла? (от 90 до 180)

В циферблате часов найдите такое положение стрелок, при котором обе стрелки выстраиваются в прямую линию.

Какой угол получился? (развернутый)

Каким свойством обладает развернутый угол? (стороны составляют одну прямую)

Сколько градусов развернутый угол? (180)

Оценки.

III. Сообщение нового материала.

<Приложение 1, слайд 2>

Что изображено на чертеже?

Сколько углов вы здесь видите?

Покажите стороны 1 угла. Покажите стороны 2 угла. (1 ученик у доски).

Какая сторона у них общая?

Что вы можете сказать о двух других сторонах угла? (они составляют одну прямую)

Такие углы называются смежными (на доску вывешивается словосочетание смежные углы, учащиеся сначала читают про себя, затем 1-2 ученика вслух).

Ребята, смежные углы – углы, у которых одна сторона общая, а две другие стороны составляют одну прямую (на доску вывешивается правило, учащиеся читают про себя, затем 1-2 человека вслух).

Ребята, вы сказали, что, две стороны составляют одну прямую. Какой угол обладает этим же свойством? (развернутый)

Работа с моделями углов. (Учащимся раздаются раздвижные модели углов, и они выстраивают на парте смежные углы)

Вы должны справиться с заданием успешно, т.к. мы с вами уже работали с моделями углов.

Какие свойства имеют смежные углы? (общая сторона, 2 другие составляют одну прямую)

Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 49, рис. 10.

Что изображено на рисунке? (Углы)

Какие это углы? (Смежные)

Прочитайте правило и скажите, что еще общего у смежных углов? (Общая вершина).

Физминутка.

Работа с карточками. (На парте у каждого ученика имеется карточка, учащиеся выполняют задание.) <Приложение 1, слайд 3>

Найти и обозначить смежные углы (+).

Проверка: учитель на экране показывает изображение задания с карточки учащихся <Приложение 1, слайд 3>.

Под какой буквой находятся смежные углы? (б)

Почему? (Две стороны составляют одну прямую)

Поднимите руку те, у кого имеется ошибка в заполнении карточки. (Учесть при выставлении оценки за урок).

Построение смежных углов.

  1. Показ учителем на доске, 1-2 ученика у доски.
  2. Построение в тетради. (Учащиеся самостоятельно строят в своих тетрадях смежные углы)

Работа с транспортиром.

Измерьте угол 1. Запишите его величину.

Измерьте угол 2. Запишите его величину. (Учитель проходит по рядам и помогает учащимся, у которых имеются затруднения в измерении углов).

Ребята, когда вы слышите слово сумма, то, какое арифметическое действие необходимо выполнить? (сложение)

Какой знак нужно поставить между числами? (плюс)

Сложите, пожалуйста, величины двух своих углов.

Сколько у вас получилось? (опрашивается несколько учеников)

ВЫВОД: СУММА СМЕЖНЫХ УГЛОВ РАВНА 180. (на доску вывешивается правило – хором).

Работа по учебнику.

Ребята, прочитайте правило на с. 50 и ответьте на вопрос: почему сумма смежных углов равна 180?

IV. Закрепление.

Постройте смежные углы, один из которых равен 90.

Проверка: индивидуально. (Чему равна градусная мера второго угла?)

V. Итог.

С каким видом углов мы познакомились?

Какие углы называются смежными?

Какова сумма смежных углов?

VI. Домашнее задание.

  • Вариант -1 – начертить смежные углы, один из которых тупой.
  • Вариант -2 – начертить смежные углы, один из которых острый.
  • Вариант – 3- начертить смежные углы.

VII. Оценки.

VIII. Дидактическая игра.

Сколько углов вы видите на чертеже? <Приложение 1, слайд 4>

Литература.

  1. Математика. 4класс: Поурочные планы по учебнику Л.Г. Петерсон. II полугодие/ Авт.-сост. Т.В. Бут. - Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Эк В.В. Математика. 8 класс: Учебник. М: Просвещение, 2006.
  3. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1983.