Урок-игра по творчеству А.П. Чехова

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Литературная "Своя игра" по произведениям "Лошадиная фамилия", "Злоумышленник". "Толстый и тонкий", "Унтер Пришибеев", "Хамелеон".

Цель: закрепить основные сведения из биографии А.Чехова, формировать внимательное чтение классических произведений.

Участники: команды по пять человек из учащихся 5-6 классов.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы или небольшой актовый зал

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, выставка книг А.П.Чехова, иллюстрации к произведениям Чехова, выполненные учащимися после прочтения рассказов, аромалампа, цветные бумажные жетоны для подсчета очков, лампы-сигналы с кнопкой.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Приветствие. Объявление темы урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы заканчиваем с вами в этом году изучение творчества А.П.Чехова. И чтобы поставить красивую точку, мы сыграем в литературную "Свою игру". Многие из вас смотрят передачу с одноименным названием и знают ее правила. Мы их немного изменили. В нашей игре будут участвовать не три человека, а две команды по пять человек. Давайте сформируем команды.

(Проводится жеребьевка - выбор участников команды).

3. Настрой игры. Ребята, вы чувствуете, какой в нашем помещении стоит приятный запах? Это аромамасла, специально для вас приготовленные. Они поднимут вам настроение и улучшат мозговую деятельность. Я желаю вам удачи!

4. А теперь давайте познакомимся с правилами игры.

Перед вами табло с пятью темами. Как видите, в каждой теме по пять вопросов. В команде тоже по пять человек. Каждый участник команды имеет право на выбор одного вопроса из темы. Выбирать вопросы нужно по порядку, в котором вы сидите. В случае правильного ответа участник получает жетон. Если же кто-то из команды дал неверный ответ, то право ответа переходит участнику, первому нажавшему на кнопку лампы - сигнала. В конце игры проводится подсчет жетонов и выставление оценок.

Учащимся, которые не попали в команду, предлагается викторина по произведениям А.Чехова.

Ниже представлены вопросы "Своей игры".

Тема 1. "Название рассказа А.П.Чехова"

Вопрос 1. Название этого рассказа отражает мысль А.П.Чехова о том, что некоторые люди в некоторых ситуациях способны вести себя, как это пресмыкающееся животное. ("Хамелеон")

Вопрос 2. Какой рассказ Чехова назван прилагательными - антонимами? ("Толстый и тонкий")

Вопрос 3. Название этого рассказа связано с парнокопытным животным. ("Лошадиная фамилия")

Вопрос 4. В названии этого рассказа указано воинское звание - первый военный чин, после звания рядового или ефрейтора. ("Унтер Пришибеев")

Вопрос 5. Название этого рассказа связано с медициной. ("Хирургия")

Тема 2. "Кто из персонажей и в каком произведении"

Вопрос 1. ": в течение нескольких минут не один раз менял своё мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей"? (полицейский надзиратель Очумелов; "Хамелеон")

Вопрос 2. ": говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что нужно быть на ярмарке"? (Денис Григорьев; "Злоумышленник")

Вопрос 3. ":заставлял крестьян песен не петь, по вечерам огня не зажигать, группами не собираться"? (Пришибеев; "Унтер Пришибеев")

Вопрос 4. ":говорил: "Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать ? Возьмись-ка! Это не то что на колокольню полез да в колокола отбарабанил"? (фельдшер Курятин, "Хирургия")

Вопрос 5. ":говорил: "Васильевичу:Якову Васильевичу:а по фамилии:А фамилию вот забыл!... Васильевичу:Черт:Как же его фамилия?" (приказчик Иван Евсеич, "Лошадиная фамилия"

Тема 3. "Чей это портрет"

Вопрос 1. Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни (Толстый)

Вопрос 2. Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние (фельдшер Курятин; "Хирургия")

Вопрос 3. Около самых ворот склада стоит человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец (золотых дел мастер Хрюкин, "Хамелеон")

Вопрос 4. Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху (дьячок Вонмигласов; "Хирургия")

 Вопрос 5. Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пёстрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос. (Денис Григорьев, "Злоумышленник")

Тема 4.  "Из жизни писателя"

Вопрос 1. 17(29) января 1860 произошло это знаменательное событие (рождение писателя)

Вопрос 2. В 1879 году он поступил на этот факультет Московского университета (медицинский)

Вопрос 3. В Таганроге отец держал лавку, в которой продавались макароны, масло, спички и другие предметы первой необходимости. Как называется эта лавка? (бакалейная)

Вопрос 4. В семье Павла Егоровича Чехова, отца писателя, было много детей. Скажите, сколько сыновей и дочерей родилось у Чехова - отца? (5 +1)

Вопрос 5. Впервые он посетил этот город 1877 году. Назовите его (Москва)

 Тема 5. "Чеховские места"

Вопрос 1. В 1914 году был открыт дом-музей Чехова в родном городе. Назовите его. (Таганрог)

Вопрос 2. Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. Там выстроил дом. В названии дачи есть прилагательное, обозначающее цвет. Какой? (Белая дача)

Вопрос 3. Этот музей был открыт силами каторжных на одном из островов Дальнего Востока нашей страны. Назовите остров. (Сахалин)

Вопрос 4. Единственный музей в западном мире находится в городке, где скончался Чехов. Где это? (Германия, Баденвейлер)

Вопрос 5. Вспомните современное название с. Мелихово, в котором в 1940 году был основан музей-заповедник Чехова (город Чехов)