Образ весны в русской поэзии XIX века, в живописи и музыке. Урок литературы в 5-м классе

Разделы: Литература, Информатика, Музыка, Экология, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • презентация Microsoft PowerPoint,
  • репродукция А.Саврасова, и.Левитана
  • музыка П.И.Чайковского, Вивальди

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Работа по воображению

Сегодня говорить мы будем о весне - времени года, приносящем обновление природе.

  • Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится.
  • Слово "весна" записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним
  • Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу:, представляю:

2. Вывод. Весна - это:

Оказывается, об одном явлении можно рассказать по разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека!

II. Основная часть урока.

1. Анализ стихотворений. Образы природы в русской поэзии.

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и часть его души:

2. Образ весны.

На первом слайде вы уже познакомились с поэтами, которые посвятили свои стихи красавице-весне.

1. Итак, Ф.И.Тютчев. Поэт Е.А.Баратынский сказал, что "с природой одною он жизнью дышал".

Вам всем знакомы строчки, которые вы видите на экране.

"Зима недаром злится:" похоже на игру зимы и весны, стихотворение бодрое.

Продолжаем рисовать в воображении весну. Чтобы образ весны к концу урока у вас до конца сложился, мы сделаем анализ стихотворения, послушаем музыку, рассмотрим картины известных художников о весне.

а). У вас на столах лежат карточки со схемой анализа стихотворения и с определениями троп.

Схема анализа стихотворения

  • Как вы воспринимаете ритм стихотворения, какие мысли и чувства вызывает?
  • Имеет ли название? Что в нем отражено?
  • Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?
  • Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
  • Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ весны и одновременно выразить собственные чувства и настроения? Выпишите эпитеты.
  • Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов - в третьей?

Вспомним, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

б).чтение стихотворения Тютчева "Весенние воды".

Анализ по схеме.

Если мы говорили, что "Зима недаром злится:" более бодрое стихотворение, то это более задумчивое, нежное.

2. O весне мы читаем у А.А.Фета. А.К.Толстой так говорит нам об этом поэте ": Я наконец познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

Фет - поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе:"

(чтение четверостишия Фета).

Стихотворение А.А.Фета "Весенний дождь" оставляет впечатление быстрого движения, солнечной весны и радости.

- Ребята, а какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки?

Д. Музыка.

- вот так услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину.

- свою пьесу Чайковский назвал "Апрель. Подснежник". Под дуновением лёгкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы - подснежники.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

3. Свои стихи весне посвятил и А.Н.Плещеев.

Чтение наизусть стихотворения "Уж тает снег:"

- Ваши впечатления после прослушивания стихотворения.

- "Весна" Плещеева Алексея Николаевича вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

4. Алексей Михайлович Жемчужников в своём творчестве немалое место отвёл теме природы, в частности весне.

- чтение наизусть "Грачи", "Весна".

- какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?

- первыми приносят весну нам на крыльях птицы.

- весна - образ праздничный, молодой, нежный и радостный.

2. Рассмотрим репродукции картин.

- каким стихотворениям более соответствуют эти картины?

- картине "Март" соответствует стихотворение Тютчева

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу

- "Большая вода" - созвучна со строками стихотворения Тютчева "Весенние воды"

А воды уж весной шумят - - первые проталины мы видим на картинах Левитана, вода вышла из берегов и затопила окрестности.

Ребята, сегодня вы слышите ещё одну музыкальную композицию на тему "Весна. Апрель" Антонио Вивальди. Слушаем внимательно, затем сравниваем с композицией А.П.Чайковского.

Продолжаем работать с картинами.

- Картине А. Саврасова соответствует стихотворение А.М.Жемчужникова "Грачи прилетели"

Первые вестники весны- грачи - вьют гнёзда на высоких берёзах.

3. Разговор о музыке.

- Есть ли разница в музыкальных произведениях двух композиторов, которые вы слышали на уроке?

- в чём эта разница?

Учитель:

12 пьес - 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. (Примеры на "времена года").

"Времена года А.Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен". Для многих само имя "вивальди" является синонимом "Времён года" и наоборот. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

4. Вывод.

Поэзия, музыка, живопись дополняют друг друга, рисуя, изображая картины природы.

5. Творческая работа.

Мы с вами побывали в мастерской художника, композитора, но вы уже узнали, что есть и мастерская поэта. Она в его душе, его сердце, его памяти.

1). Наша задача - подобрать пропущенные определения, имена прилагательные, которые будут являться каким выразительным средством?

.- эпитетом

(работа в группах).

Проверка.

Уж верба вся пушистая:
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад.
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

2). Продолжить рассуждение

5. Итог урока.

- Что такое ВЕСНА?

- Весна - это свет и радость, счастье и надежда, любовь, ручьи и цветы, капель и сосульки, пение птиц и зелень трав:

- В природе бывает три весны:

  • весна полевая,
  • весна речная,
  • весна лесная.

- А ещё эти периоды называют по-другому

  • весна света
  • весна воды
  • весна зелёной травы

- Какой месяц соответствует какому определению?

- А ещё весну называют утром года. Почему?

- Приметы года.