Практикум по выполнению заданий ЕГЭ

Разделы: Литература


Вариант 1.

Часть 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1–С2.

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкою.
– Добро пожаловать, ваше превосходительство, – сказала она. – Покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
– Самовар. Хозяйка тут или служишь?
– Хозяйка, ваше превосходительство.
– Сама, значит, держишь?
– Так точно. Сама.
– Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?
– Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.
– Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
– И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
– Надежда! Ты? – сказал он торопливо.
– Я, Николай Алексеевич, – ответила она.
– Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
– Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
– Вроде этого… Боже мой, как странно!
– Что странно, сударь?
– Но всё, всё… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
– Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
– Мне господа вскоре после вас вольную дали.
– А где жила потом?
– Долго рассказывать, сударь.
– Замужем, говоришь, не была?
– Нет, не была.
– Почему? При такой красоте, которую ты имела?
– Не могла я этого сделать.
– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
– Что тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.
(И.А.Бунин “Тёмные аллеи”)

В1. В приведённом тексте происходит речевое общение персонажей. Как в литературоведении называется обмен репликами героев?

В2. В литературе и искусстве существует ответственейший момент в развитии действия, предвещающий развязку, или точка, момент наивысшего напряжения в развитии действия. Каким словом это называется? (“Женщина…пытливо смотрела на него, слегка щурясь”, “Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич”).

В3. Как называется стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения? (“Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел”).

В4. В речи персонажей имеется опущение слов, легко восстанавливаемых по тексту. Как называется такой приём?

В5. Каким словом в литературе называется описание внешности персонажа?

В6. Как называется изобразительное средство, дающее образную характеристику предмету?

В7. Изобразительное средство, содержащее уподобление одного предмета другому, называется….

Дайте связные ответы на вопросы (С1,С2) в объёме 5–10 предложений.

С1. Каким образом сюжет “Лёгкого дыхания” с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их “растеканием” вперёд и назад помогает выявить сущность лёгкого дыхания, вечное очарование героини?
С2. Что, по Бунину, является противовесом “закатной” цивилизации в рассказе “Господин из Сан-Франциско”?

Часть 2.

Прочитайте приведённые ниже главы из романа “Евгений Онегин” А.С.Пушкина и выполните задания В8–В12; С3–С4.

XLIII
“ Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче – боже – стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы были правы предо мной.
Я благодарна всей душой…

XLVII
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна”.

В8. В каком жанре написан роман “Евгений Онегин”?

В9. Назовите рифмы в строках с 9-ой по 12-ую?

В10. Ответ Татьяны Лариной является развёрнутым высказыванием. Каким словом это называется в литературе?

В11. Определите размер, каким написан роман “Евгений Онегин”.

В12. Как в литературе называется образ, в котором воплощены черты целого поколения?

Дайте связные ответы на поставленные вопросы в объёме 5–10 предложений.

С3. Каково отношение автора к Евгению Онегину?
С4. Что в личности Татьяны Лариной вызывает симпатии?

Часть 3.

Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С 5.1. “Вот злонравия достойные плоды”. (По комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.)
С 5.2. Проблема “отцов” и “детей” в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
С 5.3. “Существует только человек…” (философская проблематика пьесы “На дне”).

Вариант 2.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1–С2.

Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает её к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу её чистой воды мошенничество, она как ни в чём не бывало продолжала двигать монету.
– Что вы делаете? – возмутился я.
– Я? Что я делаю?
– Зачем вы подвинули?
– Да нет же, она тут и лежала, – самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
Вот это да! Учительница называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да ещё и смеётся надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподаёт, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна попыталась подыграть мне, и следил за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна называется.
(В.Г.Распутин “Уроки французского”)

В1. В художественной литературе часто используется особый стилистический приём, когда речь персонажа чем-то похожа на прямую, а чем-то на косвенную. Как называется такой приём?

В2. Какое художественное средство использует В.Г.Распутин для изображения “мошенничества” Лидии Михайловны? (“…чистой воды мошенничество…”).

В3. Как называется обиходно-бытовая речь (“отперлась”, “напрочь”), допускающая искажение литературного языка?

В4. По принципу какого изобразительного средства построен образ игры между учительницей и учеником?

В5. В предложениях: “Вот это да! Учительница называется!” – используется фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Что это такое?

В6. Как называется троп, содержащий художественное преуменьшение и являющееся средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи?

В7. В одном из предложений: “За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького?” – присутствует синтаксическое средство выразительности, которое характеризуется делением мысли на части. Как эта фигура речи называется?

В8. В каком жанре написано произведение “Уроки французского языка”?

Дайте связные ответы на поставленные вопросы в объёме 5–10 предложений.

С1. “…директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это преступление. Растление. Совращение”. Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?
С2. Почему рассказ назван “Уроки французского”? В чём его главный смысл?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение “Есть в осени первоначальной…” и выполните задания В8–В12;С3–С4.

***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф.И.Тютчев)

В8. Выпишите из текста слово, в котором имеются два синонимичных корня.

В9. В предложении “День стоит как бы хрустальный” использован художественный приём. Как он в литературе называется?

В10. Как называется художественный приём, когда явлению природы придаются черты человека?

В11. Какое изобразительное средство использовано автором в строчках: “Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде”?

В12. Читаем строчки: “И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле”. “Лазурь” – здесь значит “небо”. Какой троп использован автором?

Дайте связные ответы на поставленные ниже вопросы (С1,С2) в объёме 5–10 предложений.

С3. Как я представляю “дивную пору” осени по стихотворению Ф.И.Тютчева?
С4. Что передаёт многоточие, которым заканчивается первая строфа?

Часть 3.

Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С 5.1. Кто он, Чацкий, – победитель или побеждённый? (По комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
С 5.2. Роль фантастики в сказочном мире Салтыкова-Щедрина.
С 5.3. Тема личной памяти и памяти народа в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”.

Вариант 3.

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1–С2.

Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугробах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые, ярко-зелёные острые ростки медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом не видимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.
Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода: восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вёшенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжались по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться…
К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде У него не хватило мужества вернуться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют, … И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета. … Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.
(М.А.Шолохов “Тихий Дон”.)

В1. Выразительным средством лексики в приведённом контексте являются слова: “рыжая”, “прозрачной сиреневой”, “ярко-зелёные острые”, “смутное”. Как в литературоведении оно называется?

В2. Как называется троп, при котором характеристика одного предмета даётся через сопоставление его с другим предметом? (“тонко и певуче звенели”, “ по-весеннему зазеленели”).

В3. Определите название тропа, выражающего присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

В4. Как называется стилистическая фигура, в основе которой – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т. п.

В5. Назовите выразительное средство лексики, для которого характерно употребление единственного числа вместо множественного (например, “банда”).

В6. В каком жанре написан “Тихий Дон” М.А.Шолохова и к какому литературному роду относится это произведение?

В7. Каким словом называется в литературном произведении описание картины, изображающей природу, вид, а также само описание природы?

Дайте связные ответы на поставленные ниже вопросы (С1,С2) в объёме 5–10 предложений.

С 1. Какую роль играет название “Тихий Дон” и как оно соотносится со всеми “бурями” на совсем не тихой земле?
С 2. Каково значение Вёшенской в судьбе Шолохова?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания (В8-В12).

Нобелевская премия

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
(Б.Л.Пастернак)

В8. Какое изобразительное средство использовал автор в первой строке?

В9. Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности (“шум погони”), характеризующее состояние лирического героя?

В10. Укажите название синтаксического средства (поэтического оборота), которое использует Пастернак, чтобы подчеркнуть эмоциональную значимость высказывания (“Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей?”)

В11. С целью усиления впечатления в третьей строфе использован поэтический приём чрезмерного преувеличения. (“Я весь мир заставил плакать…”). Назовите его.

В12. Как называется художественный приём, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов и т.д.? (“Силу подлости и злобы Одолеет дух добра”).

Дайте связные ответы в объёме 5–10 предложений на поставленные вопросы.

С 3. Объясните причину невозможности Пастернаку поехать в Стокгольм для получения Нобелевской премии?
С 4. Каким вы видите “образ мира” в стихотворении Пастернака “Зимний вечер” (“Мело, мело по всей земле…”)?

Часть 3.

Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С 5.1. Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
С 5.2. Картины войны по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.
С 5.3. Два бессмертия – Иешуа и Пилат, или Диалог о добре и зле (по роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”).

Вариант 4.

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1–С2

Горящий обломок луны низко висел над остывающим берегом. На скалах сидели чёрные базальтовые, навек обнявшиеся парочки. Море шушукалось о любви до гроба… Звезда говорила со звездой по азбуке Морзе, зажигаясь и потухая.
– Я устал, – хныкал Паниковский, тащась по обрывам за Александром Ивановичем и его дамой. – Я старый. Мне трудно.
И в тот момент, когда Паниковский твёрдо уже решил идти домой, предложив Балаганову довершить начатое дело одному, впереди сказали:
Как тепло! Вы не купаетесь ночью, Александр Иванович? Ну, тогда подождите здесь. Я только окунусь – и назад.
Послышался шум сыплющихся с обрыва камешков, белое платье исчезло, и Корейка остался один.
− Скорей, – шепнул Балаганов, дёргая Паниковского за руку. – Значит, я захожу с левой стороны, а вы – справа. Только живее!.
Я – слева, – трусливо сказал нарушитель конвенции.
− Хорошо, хорошо, вы – слева….
И доблестные сыны лейтенанта, отчаянно труся, приблизились к Александру Ивановичу.
План был нарушен в самом же начале. Вместо того чтобы, согласно диспозиции, зайти с правой стороны и толкнуть миллионера в правый бок,
Балаганов потоптался на месте и неожиданно сказал:
− Позвольте прикурить.
− Не курю, – холодно ответил Корейко…
Наступила пауза, во время которой неистовствовали сверчки. Луна побелела, и при её свете можно было заметить развитые плечи Александра Ивановича. Паниковский не выдержал напряжения, зашёл за спину Корейко и визгливо крикнул:
− Руки вверх!
− Что? – удивлённо спросил Корейко.
− Руки вверх, – повторил Паниковский упавшим голосом.
Тотчас же он получил короткий, очень болезненный удар в плечо и упал на землю. Когда он поднялся, Корейко уже сцепился с Балагановым. Оба тяжело дышали, словно перетаскивали рояль.
− Что же вы меня бьёте? – надрывался Балаганов. – Я же только спросил, который час!..
− Я тебе покажу, который час! – шипел Корейко, вкладывавший в свои удары вековую ненависть богача к грабителю…
Через несколько минут помятый и взволнованный Александр Иванович увидел высоко над собою две лунные, голубые фигуры. Они бежали по гребню горы, направляясь в город.

В1. Как называется лексическое средство, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка (“…шипел Корейко, вкладывавший свои удары в вековую ненависть богача к грабителю”, “доблестные сыны лейтенанта”)?

В2. Назовите троп, при котором характеристика одного предмета (или его действия) даётся через открытое сопоставление его с другим предметом (или действием) при помощи союза (“Оба тяжело дышали, словно перетаскивали рояль”).

В3. Во фрагменте текста имеется стилистическая фигура, служащая для усиления для эмоционально-эстетического восприятия окружающего и допускающая пропуск элемента высказывания (“я – слева”, “вы – справа”, “Я только окунусь – и назад”).Что это за синтаксическое средство?

В4. “…отчаянно труся” – это стилистическая фигура, в которой содержатся обычно несовместимые понятия, называется… .

В5. В произведении “Золотой телёнок” автор называет Остапа Бендера “великим комбинатором”, Шуру Балаганова и Паниковского – “сынами лейтенанта”. Как называется в литературоведении такой троп?

В6. “Море шушукалось о любви…”, “Звезда говорила со звездой…” – разновидность метафоры, когда неживым предметам присваиваются свойства живых существ. Назовите этот троп.

В7. Назовите выделенное средство выразительности “Звезда говорила со звездою по азбуке Морзе, зажигаясь и потухая”.

Дайте связные ответы в объёме 5–10 предложений на поставленные вопросы.

С1. Смешная, странная свита Остапа Бендера – Балаганов, Воробьянинов, Паниковский – это средство возвышения или заземления героя?
С2. В чём тупиковость пути Остапа Бендера как обладателя злополучного миллиона?

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8–В12; С3–С4.

К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока
свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(А.С.Пушкин)

В8. Каким размером написано это стихотворение?

В9. Как называется приём иносказательной выразительности, использованный Пушкиным: “нежил…обман”? олицетворение/метафора

В10. В стихотворении используются стилистическое средство выразительности, в котором допускается нарушение прямого порядка слов. Как называется такая фигура?

В11. Фигура речи, допускающая повторения одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда, называется… (Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы…).

В12. Для образности, выразительности содержания текста использован автором троп, при котором создаётся характеристика качества, лица путём сопоставления его с другим предметом, веществом, лицом. Что это за изобразительное средство лексики? “Как сон, как утренний туман”, “Как ждёт любовник молодой Минуты верного свиданья”).

Дайте связные ответы в объёме 5–10 предложений на поставленные вопросы.

С1. Объясните, почему стихотворение “К Чаадаеву”, входившее в цикл политических, распространялось в рукописи и имело огромное агитационное значение?
С2. Как поступил Александр I по отношению к автору политических стихов?

Часть 3.

Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С 5.1. “Живые” и “мёртвые” души в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.
С 5.2. “Вся Россия – наш сад” (по комедии А.П.Чехова “Вишнёвый сад”).
С 5.3. Поэт с гитарой (мотивы творчества одного из поэтов-бардов).