"Дерево декабря". Практическая консультация для педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: стимулировать развитие творческой инициативы педагогов в организации работы по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников.

Зрительный ряд:

  • способы изображения хвойных деревьев (рисунок 1, рисунок 2)
  • аппликация из шерстяных ниток

Материалы:

  • бумага
  • карандаши, фломастеры
  • цветная самоклеящаяся плёнка
  • шерстяные нитки зеленого, белого, черного и др. цветов
  • пайетки, конфетти
  • ножницы

Ход консультации

Педагог:

Какое дерево в декабре самое главное? Конечно, ёлка!

Ёлке в каждом доме рады. Наряжают её, как королеву, с антресолей самые лучшие, блестящие игрушки для неё, красавицы достают и обновками современными балуют.

Смотрят ёлочки в окошки, электрическими огоньками между собой перемигиваются - вот, мол, как нам тут хорошо, радостно. Со всех сторон почёт и уважение.

Ёлки в декабре повсюду: в магазинах, театрах, на почте, в поликлинике. Живые и пластмассовые. Маленькие и большие. Зелёные, синие, красные и серебристые. Ёлки на поздравительных открытках, на плакатах "С новым годом", на календариках и сумочках, на салфетках и скатертях:

И детский сад тоже следует этой традиции. В декабре дети ожидают с нетерпением новый год и задолго до начала праздника изображают празднично украшенную елку, но, как правило, ёлка на всех рисунках имеет один и тот же вид. Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые методы и приемы, использование которых в работе поможет обогатить опыт детей и избежать изобразительных штампов в творческом процессе.

Каждому педагогу известно, прежде чем приступать к рисованию чего-либо, необходимо обследовать изображаемый предмет. Какие методы и приемы обследования вы знаете и используете в своей работе? (Ответы педагогов)

Рассмотрим подробнее метод наблюдения. Автор программы "Юный эколог" С.Н. Николаева рекомендует в декабре провести с детьми старшего дошкольного возраста цикл наблюдений за главным деревом этого месяца.

Наблюдение 1. "Чем ель не похожа на другие деревья?"

Какое, по вашему мнению, может быть содержание этого наблюдения? (Ответы педагогов) У ели вместо листьев - иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный "еловый" запах. Ель - хвойное дерево.

Наблюдение 2. "Как различить ель, сосну и лиственницу?"

У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чему ели. Шишки короткие, округлые, твёрдые. Сосна выше ели, ветви у неё на верху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

Наблюдение 3. "Чем ель настоящая отличается от игрушечной ели?"

На улице - живая ель: у неё в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и по веткам движется сок, меняются иголки - старые выпадают, новые отрастают.

Каждую весну и лето ель растёт, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель - живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с её лап, поливать в засуху.

Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.

Наблюдение 4. "Сколько лет ёлке?"

Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Ёлочка, которой 5 или 7 лет, ещё невысокая, ниже ребёнка, которому столько же лет.

Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

Наблюдение 5. "Как себя чувствует сломанная ёлка?"

Ель, у которой сломана верхушка, становиться уродливой, но остаётся живой и продолжает расти. Боковые ветки превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая ёлочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать.

Наблюдение 6. "Ель - очень красивое и полезное дерево".

Ель стройное дерево, потому что сверху вниз её ветки увеличиваются постепенно. Особенно ель красиво выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на её ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк.

Ель очень полезное дерево, так как издаёт хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.

В свободное время вспомните с детьми песенку "В лесу родилась елочка:", в разговоре подведите детей к мысли, что природу надо беречь и рубить ёлочки в лесу не следует.

Рассмотрите фотографии, иллюстрации в детских книгах и открытки, на которых ёлка изображена, в разное время года. Обратите внимание детей на то, как по-разному художники изображают лесную красавицу, как она выглядит в зависимости от времени года.

Прочитайте детям сказку Г.Х. Андерсена "Ель", предложите нарисовать ель, её приключения и мечты, используя краски, карандаши, мелки, масляную пастель, фломастеры, ручки и различные способы изображения.

Возьмите какой-либо из этих материалов и попробуйте сейчас сами нарисовать две-три ёлки. (После просмотра работ педагогов предлагаю им еще несколько способов изображения. Рисунок 1, Рисунок 2)

3.JPG (56042 bytes)

Почитайте, разучите с ребятами стихотворения о ёлке.

ЁЛОЧКА

Сергей Михалков

В снегу стояла ёлочка -
Зелененькая челочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения -
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЁЛОЧКЕ

Валентин БЕРЕСТОВ

Спи, ёлочка-детка, под пенье метели.
Я снегом пушистым тебя уберу.
Усни на коленях у матушки-ели,
Такая зеленая в белом бору.

Усни и не слушай ты всякого вздора,
Ни ветра, ни зверя, ни птиц, никого!
Как будто возьмут нашу елочку скоро
И в дом увезут, чтоб встречать Рождество.

Нет, в чан с оторочкой из пестрой бумаги
Тебя не поставят у всех на виду.
Не будешь держать ты гирлянды и флаги,
Игрушки и свечи, шары и звезду.

Нет, спрячешь ты заиньку - длинные ушки,
Тебя разукрасят метель и мороз,
И вспыхнет звезда у тебя на макушке
В тот час, как родился младенец Христос.

ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ ЗИМА...

Т.Волгина

Перед праздником зима
Для зеленой ёлки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Ёлочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Ёлка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

ЖИВИ, ЕЛОЧКА!

Ирина Токмакова

Мне ёлку купили! Мне ёлку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!

Вместе с детьми вы можете сделать аппликацию на цветной самоклеящейся плёнке, которая применяется для дизайнерских работ.

Плёнка является удобной основой для аппликации - ребёнок быстро создаёт рисунок - коллаж практически из любых материалов: бумаги, фольги, пайеток, ниток, кусочков ткани, цветочных лепестков. Также, можно нарезать из цветных стаканчиков из под йогуртов небольших частичек (одинаковой или разной формы) и выложить ёлочку мозаикой.

У вас есть все необходимое и сейчас каждый попробует сделать такую аппликацию.

Вот несколько рекомендаций, которые будут полезны при составлении коллажа:

  • Плёнка, предлагаемая ребёнку, должна быть небольшого размера, чтобы в процессе работы рука не касалась клеевой основы.
  • Поскольку освобождённая от защитной бумаги плёнка притягивает к себе нее только запланированные детали, но и всё, что случайно её коснулось, необходимо правильно организовать рабочее место, освободив его от ненужных обрезков и лишних вещей.
  • Технология изготовления картинки на самоклеящейся плёнке для каждого материла особая. Например, при выкладывании нитяных узоров ребёнку следует уделять внимание не только нитке, но и самой фоновой заготовке, поворачивая её по кругу или из стороны в сторону и подстраиваясь, таким образом, к орнаментальному мотиву. И нитка, и клеевая основа несут при этом одинаковую нагрузку. Можно приклеивать уже нарезанные пучки нитей.
  • Чтобы защитить готовое изделие от неприятной "липучести", можно покрыть его прозрачной самоклеящейся плёнкой (это должен сделать взрослый), плёнкой для ламинирования или посыпать манкой, крахмалом, песком, измельчёнными сухими листьями либо любыми доступными сыпучими материалами. Это придаст работам детей выразительности.

Проведите в группе экологическую акцию "Ёлочка, живи!", пусть в каждом доме появится эксклюзивная ёлочка, сделанная своими руками. Предложите родителям совместно с детьми изготовить свою необыкновенную ёлочку, используя различные материалы: бумагу, солёное тесто, ткань, старые пластинки, шишки и пр. Оформите выставку семейных творческих работ "Вот так ёлочка!"

И последний совет: к новогоднему празднику украсьте групповую комнату работами детей на тему "Лесная красавица".

Литература

  1. Мир природы и ребёнок. Л.А. Каменева и др. - СПб: "Детство - ПРЕСС", 2000.
  2. Музей одного образа. Новогодняя елка. Рогаткина Т., Некрасова Е.//Дошкольное воспитание 2005, № 12, стр.34.
  3. Праздник нашего детства. Романов С.// Дошкольное воспитание 2001, №12, стр.84.
  4. Шерстяные ёлочки. Рогаткина Т.// Дошкольное воспитание 2001, №12, стр. 64.