Распознавание склонений имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Закрепить умения определять склонение существительных по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
  • Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы, умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены.
  • Воспитывать дисциплинированность, аккуратность при выполнении работ.

Оборудование: Таблица "Три склонения имен существительных", предметные картинки, карточки, сигнальные карточки, доска, мел.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Работа в тетрадях.

Запишите число (одиннадцатое), классная работа.

3. Словарная работа.

Заяц на завтрак морковь грызет,
А лисица мышь стережет,
Медведь грозно рычит и стучит.

1. Найдите слова из словаря, укажите склонение.

(Заяц, завтрак, морковь, лисица, медведь).

- Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям?

2. Назовите еще существительное, укажите склонение слова. (мышь)

3. Измените слово мышь так, чтобы оно было 1-го склонения (мышка).

4. Упражнения в распознавании склонений имен существительных.

1. Пригласила мышка всех зверей в домишко. Всем вручила по склонению:1-е - лисичке, 2-е - медведю, 3-е - себе взяла. И задание дала - выбрать каждому свои слова.

Распределите слова в три столбика.

Сорока, воробей, мебель, яблоня, корабль, кровать, Вова, болото, тетрадь, город, морковь, дядя.

- Как узнать склонение имени существительного?

- Допишите самостоятельно по 1 слову в каждый столбик.

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?

- Докажите на примерах.

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?

- Докажите на примерах.

2. А зайчишке-хвастунишке дала отдельное задание: найти лишнее слово.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

нитка дедушка ель
нить дед солонка
елка окно осень
соль тень олень

- Определите род имен существи-тельных: нить, нитка, ель, елка.

- Какого склонения могут быть существительные женского рода?

- От чего это зависит?

- Сравните слова: тень, пень, ель, олень.

- Чем сходны эти имена существи-тельные по написанию?

- Что обозначает в этих словах "ь" ?

- Определите род имен сущест-вительных.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с "ь" на конце? (2 - м.р., 3 - ж.р.)

3. Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1.

5. Физминутка.

Шла лисичка по дорожке
И скакалочку нашла,
Поскакала, поскакала,
Положила и пошла.

6. Орфографическая задача для понимания практической значимости изучения типов склонения.

- Для того, чтобы правильно писать словарные слова, нужно их запоминать.

- А что нужно развивать, чтобы хорошо и быстро запоминать?

На доске:

Пишу по памят: - словоизменение
Пишу по памятк: - словообразование

- Найдите слова с пропущенной орфограммой.

- Какие это слова? Почему?

- Какой у них корень? Основа?

- Какое будем писать окончание в 1,2 слове?

- Какой части слова не хватает? (окончания)

- Определите падеж. ( Д )

- Слова однокоренные, стоят в одном падеже, а почему же окончания разные? (относятся к разному склонению)

- Для чего же нужно изучать склонение? (для того, чтобы правильно писать окончания).

7. Работа над предложением.

По, ежик, тропинке, лесной, пробежал, колючий.

- Составьте предложение. В нем зашифровано число 11.

(По лесной тропинке пробежал колючий ежик.)

- Кто может объяснить, как спряталось число 11 в этом предложении?

- Запишите предложение.

- Дайте характеристику предложению.

- Найдите основу предложения.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое?

- В каком падеже стоит существительное?

- В каком времени употреблен глагол?

8. Итого урока.

- Что закрепляли на уроке?

- Какого склонения могут быть имена существительные?

- По каким признакам определяем склонение имен существительных?

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь - низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь - близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь - пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай - конец.