Приставка. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • уточнение знаний учащихся о приставке как части слова и о её роли в нашей речи, развитие умения выделять в словах приставку.
  • формирование общих умений коммуникаций.

Оборудование:

  • Плакат нарисованный телевизор
  • Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. (1-4) Учебник. В 2 ч. Ч. 2. 14-е изд., стереотип Дрофа

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Давайте, ребята, поиграем в игру. Я буду называть часть слова, а вы попробуете догадаться что нужно сделать, какие действия будете выполнять, попробуйте назвать полностью слово, которым будете обозначать ваше действие.

- Перед вами, представьте себе, настоящий телевизор. Представили?

- (ребята хором) представили.

- Я вам скажу "в" - какое действие вы выполняете?

- Включили!

- Я вам скажу "пере"?

- Переключим с одного канала на другой.

- Скажу "вы"?

- Выключим!

- Молодцы! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете если и скажу "подо"?

- Пододвинемся к вам вместе со стульями.

- А если я скажу "ото"?

- Тогда отодвинемся.

- Что за части слова я вам называла?

- Приставки.

- Какой вывод можно сделать из этой игры?

- Каждая приставка несёт свой смысл.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

- Чтобы наладить хорошее знакомство с приставками я предлагаю выполнить задание:

На доске: доверить, домашний, оловянный, озабоченный, поездка, полоса.

- Списать слова с доски и выделить приставки

(ситуация удивления)

- Какое задание вы выполнили?

- Где возникло затруднение?

- Почему?

3. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель нужно поставить на урок? Сформулируйте тему урока(Научиться находить приставки в словах)

При нахождении приставки в слове мы можем воспользоваться уже известным правилом?

4. Первичное закрепление с проговариванием (в форме коммуникативного взаимодействия).

(Памятка общих умений коммуникации)

а) Работа в парах, у. 326 (по рядам, по 4 слова).

б) Работа в группах. Что нужно сделать, чтобы найти приставку в слове?

I гр.

  • Подписать - писать
  • Вогнать - :
  • Одеревенеть - :

Вывод: чтобы найти приставку в корне:(надо отделить приставку от корня)

II гр.

  • Продолжи ряд: добраться, выбраться:

III гр.

  • Установите порядок хорошей работы:

- Написал

- Сообразил

- Проверил

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 327:

а) прочитайте текст

б) почему образовалась Зинька? Как вы помогаете птицам перенести зиму?

(дифференцированно)

а) списать (для I группы)

б) выписать из I и II части выделенные слова, обозначить приставку (для II группы)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(выделите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока)

- Чему научились?

- Где эти знания можно применить?

- Каким способом вы учились?

- Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке и теряли время.

(делают вывод на карточках в группах)

  1. Приставка - это :(часть слова)
  2. На письме нельзя отделять приставку от :(корня)
  3. Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без :(приставки) или с другой :(приставкой)

7. Домашнее задание

1. Упражнение 328 (обязательная часть)

2. А много ли приставок в русском языке? Все они вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Сколько же их? Вспомните как можно больше и отдельно на листочке запишите и пересчитайте их. Когда вы почувствуете, что больше ничего не можете вспомнить, сверьте свой список с моим.

Если вам придёт на память приставок 30 - память хорошая, больше 40 - просто превосходная! Если же меньше - не огорчайтесь, вы еще разовьёте свою память.

А на следующем уроке мы поговорим о секретах правописания приставок.

На следующий урок учитель знакомит со своим списком приставок и их вариантами (их 49)

  • без (бес)
  • в-во
  • вз-взо, вс
  • воз-вос
  • вы
  • до
  • за
  • из (изо, ис)
  • на
  • над (надо)
  • не
  • недо
  • низ-нис
  • о
  • об
  • обо
  • от-ото
  • та
  • пере
  • по
  • под-подо
  • пра
  • пре
  • пред-предо
  • при
  • про
  • раз-разо, рас
  • роз-рос
  • с-со
  • су
  • у
  • через-чрез,черес