Познавательно-развлекательная игра "Северный калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • Ввести детей в увлекательный мир культуры ненцев.
  • Развивать у детей чувство уважения к культуре своего народа и других народов.
  • Формировать чувство ответственности за ее сохранение и развитие.
  • Формировать экологическую культуру.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ:

  • Изготовление эмблемы.
  • Разучивание песен и стихотворений.
  • Рисование картин с изображением птиц.
  • Изготовление карточек, кроссвордов.

Ведущий 1.

Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2:

В зале все мы собрались,
Радуйся и веселись!

Звучит песня "Северный край". В зал входят две команды и становятся по обе стороны зала.

Ведущий 1.

А сюда сейчас - вниманье!
Чтобы было пониманье.
Представляем вам жюри,
Ты внимательней смотри.

Представление жюри.

Ведущий 1.

Слово "Ямал" переводится с ненецкого языка на русский - Край Земли. С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания - безлесную тундру, побережья рек, тайгу.

Ведущий 2.

С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силен и умен человек!

Ведущий 1.

Как прекрасен снежный край
Летом и зимою.
Солнце вечное, сияй
Над обской волною.

Ведущий 2.

Наш калейдоскоп представит вашему вниманию культуру и быт народов Ямала.

Ведущий 1.

Капитаны подойдите
Что вы видите, скажите.

У ведущего в правой руке находится эмблема полярной совы, в левой - лесного филина. Он прячет руки за спиной.

Капитаны делают выбор.

Ведущий 2.

Ребята, вы знаете, что эти птицы символизируют мудрость. Сегодня вы должны показать такие качества, как: ум, сообразительность, ловкость, сноровку.

Ведущий 1.

Пока участники команд прикрепляют к своей одежде эмблемы, поговорим со зрителями.

Лесные ненцы собирают и заготавливают на зиму ягоды, грибы, кедровые орехи. Для лечения больных сушат травы, листья, цветы; заготавливают также древесный гриб ивы и березовую чагу.

Ведущий 2.

Тундровые кочевые ненцы ягоды и растения никогда не заготавливают впрок. А на некоторые виды трав существовали запреты. У жителей тундры, например, запрещалось собирать грибы.

ВОПРОС: Почему в тундре нельзя собирать грибы?

ОТВЕТ: Потому что грибы - одно из лакомств оленей. А ненцы очень бережно относятся к этому животному.

Ведущий 1.

А теперь, так как мы заговорили о растениях, проведем конкурс для капитанов "Назови лишнее растение".

Капитанам выдаются карточки с названиями растений тундры.

КАРТОЧКА №1.

Карликовая береза, морошка, Иван-чай, тополь, пушица, мох, водяника.

КАРТОЧКА №2.

Полярная ива, брусника, багульник, клен, ромашка, ягель, голубика.

Ведущий 2.

Переходим к конкурсу второму,
А сейчас узнаете, к какому.
У меня есть несколько загадок
А вы скажите столько же отгадок.

Участники обеих команд поочередно отгадывают загадки о животных тундры и леса.

ЗАГАДКИ:

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Сова)

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает. (Собака)

Птицы белоснежные,
Дружные, верные.
Осенью с нами прощаются,
Весною опять возвращаются. (Лебеди)

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? ( Куропатка)

На тоненьких ножках
Под ветром дрожит.
Как только обсохнет -
За мамой бежит. (Олененок)

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается -
От врагов спасается. (Олень)

Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. (Белка)

Ведущий 1.

Капитаны, подойдите
И заданье получите.
А заданье такое -
Очень даже не простое
Вам, ребята, вместе нужно
Выложить картинку дружно.

Конкурс "Головоломка".

Каждой команде выдается разрезанная картинка с изображением животных (одной команде - волка, другой - песца). Задача каждой команды, как можно быстрей собрать картинку.

Ведущий 2.

Наша воспитанница Ламдо Таня написала прекрасное стихотворение о Ямале, которое напечатали в книге "Край земли, устремленный в будущее". Послушайте его.

О, чародей, родной Ямал.
Ты чем меня околдовал?
Хореем тонким чуть задел
Да песню вьюжную пропел,
Взглянул озерами в глаза,
Зажег сияньем небеса :
Ты чем меня околдовал?

Песня "Ямальская"

Ведущий 1.

Народы Ямала - оленеводы, рыбаки и охотники. Поэтому их дети любят играть не только с игрушечными оленями, детскими нартами, луками, но и с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли.

Ведущий 2.

Четвертый конкурс объявляю
И всех играть я приглашаю.

Игра "Перепрыгни через нарты".

Условия игры: каждая команда выдвигает самого сильного и ловкого участника. Они должны как можно больше сделать прыжков через нарты, разворачиваясь после каждого прыжка на 1800.

Ведущий 1.

Знаете ли вы, что американские ученые во время показа им слайдов с чумами и тундровиками не верят: по их мнению, так люди сейчас не живут, это, мол, фотомонтаж, специальное шоу. Они думают, что в таких суровых условиях современный человек выжить не сможет.

Ведущий 2.

В таких случаях хочется сказать словами ненецкого поэта Л. Лапцуя:

Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад,
И обогреть душевной теплотою!

Ведущий 1.

Пятый конкурс вам сейчас
Трудным не покажется.
Тот, кто знает край родной
Знатоком окажется.

Каждая команда получает кроссворд и разгадывает его.

ВОПРОСЫ ПО ВЕРТИКАЛИ:

2. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство)

3. Олениха. (Важенка)

4. Жилище ненцев. (Чум)

10. Женская верхняя одежда. (Ягушка)

12. Транспортное средство для езды на оленьей упряжке. (Нарта)

ВОПРОСЫ ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Основная пища оленей. (Ягель)

5. "Ямальский соловей". (Лапцуй)

6. Современное название самоедов. (Ненцы)

7. Предмет, изучающий традиции, обычаи. (Краеведение)

8. Старое название народности ханты. (Остяк)

9. Ненецкая лодка. (Калданка)

10. Река, протекающая вблизи г. Тюмень. (Тура)

13. Белая курочка, ночующая под снегом. (Куропатка)

Работа с залом.

Ведущий 2.

Мы снова обращаемся к поэзии Л. Лапцуя. Я хочу прочитать отрывок из стихотворения "Язык ненцев".

Язык наш суров и не пышен,
И нет в нем прекраснее слов,
Чем эти, что с детства мы слышим:
ПАСТУХ, РЫБОЛОВ, ЗВЕРОЛОВ.
Три слова - рассказ о народе,
Что выжил в суровом краю,
Три слова скажу лишь, а вроде
Как целую песню спою.
Язык наш веками отточен,
Язык наш без промаха точен!

Ребята, переведите на ненецкий язык следующие слова:

  • Мама (небя)
  • Отец (нися)
  • Сапоги (хуты,,)
  • Орнамент (мадавы)
  • Собака (вэнеко)
  • Олень (илебць, (н))
  • Снег (сыра)
  • Куропатка (хабэвко)
  • Лебедь (хохорэй)
  • Рыбак (ёртя)

Ведущий 1.

Шестой конкурс - танцевальный.
Очень-очень музыкальный

Команды представляют с помощью друзей и болельщиков танец народов Ямала.

Ведущий 2.

Наш праздник к концу подходит,
Жюри наши итоги подводит,
Чтобы нам не горевать,
Надо песню запевать.

Песня "Северный край".

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс "Оленеводство Ямала") 7-9 кл.- СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2004.
  2. Культура народов Ямала (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.
  3. Педсовет №11 2000.
  4. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению/ Автор-составитель А.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН.