Социализация личности младшего школьника через взаимодействие и сотрудничество в учебной деятельности

Разделы: Начальная школа


Современное общество предъявляет к человеку высокие требования, проявляющиеся в способности успешно адаптироваться в изменяющихся условиях. Общепризнанно, что существование человеческого общества базируется на коллективной деятельности людей. С течением времени, формы коллективного взаимодействия развиваются и усложняются, становятся разнообразнее. Успешное развитие во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно взаимодействовать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли они развивать в себе взаимопонимание, терпимость друг к другу.

Для будущего очень важно, чтобы новое поколение выросло людьми, умеющими эффективно взаимодействовать при решении сложных жизненных задач. Благоприятными условиями для формирования подобных качеств личности располагает начальная школа.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива сверстников. Поэтому именно школа призвана решить задачу формирования у ребёнка навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Эти вопросы призваны решать занятия, обучающие детей взаимодействию и сотрудничеству.

Работа в выбранном направлении решает следующие задачи: Приложение1

1.Создание у детей мотивации (побуждения, направленности) на сотрудничество.

Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия и сотрудничества, который позволит им убедиться:

  • работать вместе с другими приятно и интересно;
  • коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;
  • в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и после того как общая работа окончена.

2.Формирование у детей привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других.

Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт совместной работы со сверстниками, который позволит им:

  • принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции, результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;
  • почувствовать, что вклад каждого обогащается вкладами других участников.

3.Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы.

  • до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;
  • знать и использовать правила эффективного обсуждения;
  • распределять обязанности и средства, используя справедливые процедуры и объективные критерии.

4.Развитие эмоциональной сферы личности детей.

  • Распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь как на вербальные так и на невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию);
  • Адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнёров.

Взаимодействие и сотрудничество должно подчиняться принципам:

  • Обучение в деятельности.

Участие детей в групповых работах даёт им непосредственный опыт взаимодействия, который незаменим и который нельзя получить, пассивно изучая с ними правила поведения.

  • Предоставление детям всей возможной самостоятельности в организации деятельности группы.

Лишение учеников права на инициативу снимает с них ответственность за происходящее. В этих условиях у детей не возникает потребность вникать в суть человеческих отношений и учиться эти отношения налаживать и поддерживать. Для эффективного обучения детям должна оказываться только необходимая помощь.

  • Обеспечение детям позитивного опыта деятельности.

Позитивным оптом считается такой, когда удовлетворение, полученное ребёнком от участия в групповой работе, компенсирует то чувство напряжения и негативные эмоции, которые возникали в процессе работы.

  • Работа учителя в стиле сотрудничества.

Учитель является образцом для детей. Поэтому, если учитель ставит своей целью научить детей сотрудничать, сам он должен действовать в стиле сотрудничества, уважать мнения и решения детей.

  • Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы, по сравнению с качеством продукта деятельности.

Поскольку целью учителя является обучение детей сотрудничеству, именно этому аспекту деятельности он должен уделять основное внимание. Нельзя признать успешной работу, которую. За всю группу выполнил один талантливый участник.

Задания, направленные на обучение детей взаимодействию и сотрудничеству должны отвечать трём требованиям.

1.Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

  • задания, которые требуют выполнения большого объёма работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется рассмотреть максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2.Содержание работы должно быть интересно детям;

3.Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

В организации данной работы важна роль учителя. Учитель выступает как гарант безопасности, как знаток и эксперт, как генератор идей и судья. Присутствие учителя и его внимание к происходящему помогает детям преодолеть страх и неуверенность, почувствовать себя защищёнными. Дети полагаются на то, что в случае необходимости учитель вмешается, предотвратит или исправит их ошибки, примет на себя ответственность за происходящее.

Учитель может оказать следующие виды помощи:

  • моральная поддержка (“Я уверена, вы справитесь, если ещё немножко подумаете, как можно поступить в данном случае”);
  • намёк (“А как поступают другие люди в таких ситуациях?”);
  • демонстрация образца, рекомендация (“Посмотри, ты не одна оказалась в такой ситуации. Видишь, как сделали девочки?”);
  • прямое указание и предписание, как действовать.

Организуя совместную деятельность, важно познакомить учеников с правилами обсуждения их работы в группе. Обсуждение организуется следующим образом.

  • все дети высказываются по очереди;
  • запрещается перебивать другого;
  • нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; необходимо ограничиться высказыванием собственного мнения о выполненной работе.

Работу по организации совместной деятельности можно проводить на различных уроках. Вот некоторые задания, которые являются удачными для проведения групповой работы.

предмет

тема

Русский язык

“Написание однокоренных слов”

“Сочинение сказок, рассказов”.

“Части речи”;

“Образование прилагательных”;

“Составление письма, телеграммы заметки в газету”

Литературное чтение

“Мастерская стиха”;

“Подражание хокку”;

“ Иллюстрация книги”;

“Создание обложки книги”;

“Инсценирование произведения”

Окружающий мир

“Природные сообщества”;

“Рельеф Земли”;

“Планеты Солнечной системы”

“ Сохраним нашу планету”

Технология

“Мастерская Деда Мороза”;

Аппликация “Подводный мир”;

“ Ёлка дружбы”;

Эмблема к школьному празднику;

Оформление праздничных газет.

Панно на экологическую тему.

В копилку учителя. Приложение 1

1. Русский язык. “Написание однокоренных слов”.

Дети разбиваются на группы по 4 человека. Предлагается с помощью корней -лет-, -гор-, -вар– вырастить дерево с однокоренными словами. У кого вырастет самое высокое дерево? Учитель обязательно отмечает, как много однокоренных слов удалось придумать ребятам, потому что они работали все вместе.

2. Русский язык. “Написание сказки, рассказа”.

Дети делятся на группы по 5 – 6 человек. Учитель предлагает помочь одному незадачливому писателю. Писатель сочинил несколько сказок (рассказов) и записал их на компьютере. Но потом выяснилось, что от каждой сказки (рассказа) в памяти компьютера сохранилась лишь первая и последняя строка. Помогите писателю восстановить текст. Каждая группа получает начальные и конечные предложения одной из “утерянных” сказок (рассказов).

Варианты начальных и конечных предложений:

  • “На ветке жил-был Листик и Вишенка. … Они были счастливы”
  • “Новогодняя ёлка ярко блестит огнями. … Так кончается праздник”
  • “У природы сегодня праздник. … Кажется, что все попали в волшебную сказку”
  • “Прилетела Весна на лебединых крыльях. … Весна идёт!”

3. Русский язык. “Составление телеграммы”

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Группам предлагается послать друг-другу телеграммы. Все телеграммы должны содержать текст, в котором слова начинаются с букв, последовательность которых задана учителем заранее (например: б,т,л,в,к,д,к,м,п,з,х,о). Учитель обращает внимание детей на то, что в телеграммах, которые обычно содержат важные и срочные сообщения, часто встречаются восклицательные и вопросительные предложения.

4. Литературное чтение. “Подражание хокку”

Творческая работа является заключительным этапом сочинения хокку. На протяжении нескольких уроков дети читали произведения японских поэтов, знакомились с особенностями построения трёхстрочных стихов – хокку. Самостоятельно работали с опорными словами. Составляли хокку на заданную тему. В коллективной работе дети выбирали наиболее удачные образцы, придумывали их оформление. Результатом такой работы стал сборник : Подражание хокку “Мир просит тебя: открой меня заново!”

5. Литературное чтение. “Написание заметок к стенной газете”

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает задание на заданную тему:

  • история библиотеки;
  • школьная библиотека;
  • пословицы о книгах;
  • мыслители о чтении;
  • стихи о мире книг.

С помощью дополнительной литературы, словарей, энциклопедий ученики ищут необходимые сведения. Затем коллективно выбирают наиболее удачные варианты. Результатом такого сотрудничества стала стенгазета “Царство книги”.

Широкий простор для взаимодействия и сотрудничества наряду с учебной деятельностью предоставляет и внеклассная работа. Умело сочетая занятия на уроках и во внеучебное время, возможно, добиться успешного обогащения социального опыта ребёнка.

В процессе занятий у детей возникает эмоционально – положительное восприятие школы и учения, совершенствуются навыки самоконтроля и умение вести себя в трудной ситуации, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворённости собой и, одновременно, критическое отношение к себе, уважение другой личности, соблюдение социальных норм и правил, тем самым, формируется социальный опыт младшего школьника.