Нужен ли людям табак? 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Закрепление темы “Проценты” с помощью решения задач.
  • Дать информацию о пагубном влиянии табака.
  • Создать ситуацию для размышления о последствиях курения.
  • Помочь сделать правильный выбор некурящим учащимся – просто никогда не начинать курить.
  • Подвигнуть курящих учащихся на размышления о последствиях столь вредной привычки.

Приложение 1

Слайд 1–2. “Нужен ли человеку табак?”.

Слайд 3. Повторение. Действия с дробями. Вычислите устно. Необходимо перетянуть правильный ответ.

Для проверки необходимо нажать “Check”. Сразу видны ошибки. “Solve” видны правильные ответы.

Слайд 4. Повторение. Собираем группу простых и составных чисел. Нажать “Check”. Увидим ошибки. Для показа правильных ответов можно нажать “Solve”.

Слайд 5. Повторение. Найдите пару. Необходимо найти соответствие обыкновенных дробей и процентов. При правильном соответствии найденная пара исчезает.

Человек, выкуривший всего две сигареты, останется курильщиком на долгие годы с вероятностью более 50%. Почему никто не сказал нам об этом, когда мы начинали?

Нам “забыли” сказать и о том, что никотин является наркотиком. Именно поэтому отказаться от сигареты так сложно. Всемирная организация здравоохранения в Рамочной конвенции по борьбе с табаком, постановила (статья 4.1): “Каждый человек должен быть проинформирован о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности в результате употребления табака”. Эту конвенцию подписали уже 168 стран. Из крупных государств не подписали только США (основной производитель табака) и Россия. (Крупнейший рынок табака).

Меня волнует эта тема. Раз я учитель, то и некоторая информация о курении должна исходить и от меня. Поэтому наш урок сегодня носит такое название “ Нужен ли человеку табак?”.

Слайд 6. Что же называется курением? Курение – вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов, одна из форм токсикомании.

Слайд 7. Различают ещё и пассивное курение– вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктов курения табака других людей.

Пассивное курение – это не только вдыхание сигаретного дыма. Продукты сгорания табака вовсе не рассеиваются в воздухе. Ученые пришли к выводу, что вредные соединения накапливаются на поверхности мягкой мебели и в других местах скопления домашней пыли, а потом постепенно с вдыхаемым воздухом попадают в легкие некурящих членов семьи. С определенной точки зрения такая схема даже опаснее, чем обычное пассивное курение – организм подвергается постоянному воздействию сигаретных смол, пусть даже и в низких концентрациях. Об этом должен знать любой человек, привыкший курить в присутствии родных и близких.

Слайд 8. Если ребенок живет в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, то у ребенка обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам.

Слайд 9. Анаграмма об истории табака. Необходимо из букв по подсказке составить ответ.

  1. Кто открыл для европейцев табак? (Колумб).
  2. Посол Франции, отправивший впервые табак Екатерине Медичи? (Жан Нико. Отсюда пошло название – никотин).
  3. Кто издал указ о разрешении продажи табака в России в 1697 году? (Пётр1).

До этого в России, замеченные курильщики в первый раз получали шестьдесят палочных ударов по стопам, во второй раз – обрезание носа и ушей, а в третий раз – курильщиков ссылали в Сибирь или казнили.

Слайд 10. Состав табачного дыма.

Табак и табачный дым содержат более 3000 химических соединений, некоторые из которых являются канцерогенными, то есть способными повредить генетический материал клетки.

Слайд 11. Прямая. На ней отмечены некоторые основные составляющие табачного дыма: никотин, угарный газ; кадмий, аммиак, смола, ацетон, цианид водорода, мышьяк, полоний 210, канцерогены. Нажимая на каждый элемент прямой, узнаём о свойствах или применении этого вещества. (Просим учеников зачитать информацию).

Слайд 12. В Эстонии за год выкуривают 3 000 тонн табака. Грузоподъёмность машины на фотографии 8,5 т.
Сколько необходимо таких машин, чтобы уместить табак для Эстонии на этих машинах?

Вычисления выполняем прямо на этой странице. Нажав на рисунок сигареты, проверяем полученный ответ.

Слайд 13. Одно число составляет от другого 50%. Если большее из этих чисел умножить на четыре, а меньшее умножить на восемь, то их сумма будет равна 96.
Найдите эти числа. Меньшее из чисел покажет Вам, сколько минут жизни забирает одна самая "лёгкая" сигарета.

Составляем и решаем уравнение прямо на этой странице и узнаем, сколько жизни забирает одна сигарета. Нажав на рисунок сигареты, проверяем полученный ответ. Данные в интернете разнятся. От 6 до 15 минут. Можно задать вопрос: “А почему такие разные данные?”.

Слайд 14. Частота сердечных сокращений возрастает на 5–10 ударов после выкуренной сигареты. Сердце нормально тренированного человека бьётся с частотой 70 ударов в минуту.
Подсчитайте количество дополнительных ударов сердца курильщика за сутки.

Решаем задачу прямо на этой странице и узнаем, сколько лишних ударов вынуждено делать сердце курильщика. (7 200–14 400). Спрашиваем ребят, а хорошо ли это?

Слайд 15. В 1907 году владельцы компаний впервые отказываются принимать на работу курильщиков, т.к. до 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день составляет 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

Решаем задачу прямо на этой странице и узнаём количество рабочего времени, потерянного из-за курения. Нажав на рисунок сигареты, проверяем полученный ответ. Отмечаем, что в развитых странах стало модным быть здоровым и спортивным. Курить уже не модно.

Слайд 16. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. За сутки ученик должен получать 125 мг различных витаминов.
Сколько мг витаминов ворует у себя курящий ученик?

Решив эту задачу, узнаем количество уничтоженных витаминов. Нажав на рисунок сигареты, проверяем полученный ответ.

Вспоминаем о пользе витаминов. Одни из этих веществ образуются в организме сами, а другие могут попасть лишь извне. Витамины – биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они способствуют правильному обмену веществ, повышают работоспособность, выносливость, устойчивость к инфекциям.

Слайд 17. Из 205 лиц, умирающих от инфаркта в возрасте до 44 лет, только двое ... не курильщики! Сколько процентов, умирающих от инфаркта, составили не курильщики?

Своё решение учащийся оформляет на слайде.

Слайд 18. В начале 2010 г. в Эстонии насчитывалось 1,34 миллиона жителей.
В Эстонии ежегодно диагностируют рак лёгких у 700 человек – 560 мужчин и 140 женщин.
Столько же умирают от этой болезни.
Сколько процентов жителей Эстонии ежегодно умирают от рака лёгких?
("Столица" 4 октября 2010 г.)

По данным газеты “Столица” узнаём о количестве людей, умирающих от рака лёгких в Эстонии, о процентном количестве людей, узнающих о диагнозе “ Рак лёгких”.

Слайд 19. Чистые лёгкие.

Слайд 20–21. Лёгкие курильщиков с разным стажем.

Слайд 22. В начале 2010 г. в Эстонии насчитывалось 1,34 миллиона жителей.
Из них 350 тысяч постоянных курильщиков.
Сколько процентов жителей Эстонии являются курильщиками?
("Столица" 4 октября 2010 г.)

По данным газеты “Столица” узнаём о процентном составе курильщиков в Эстонии. Нажав на рисунок сигареты, проверяем полученный ответ. Записываем решение на слайде.

Слайд 23. Курильщик постоянно вдыхает дым с температурой + х град., а ведь это предел выживания белка, из которого состоит большинство клеток нашего тела и ротовой полости, что приводит к нарушению работы слюнных желез. Вот почему у курильщиков возникает постоянная потребность сплевывать.

Найдите температуру дыма, решив уравнение: (104 – х) : 12,4 – 2,03 = 2,97

.Решив уравнение, узнаём температуру дыма, поступающего в организм курильщика.

Слайд 24. Причины курения.

Спрашиваем ребят о причинах курения.

Во-первых, потому, что чаще всего детьми двигает любопытство и желание кому-то подражать. Той же соседке с верхнего этажа, которая сидя с мальчиками на скамеечке, медленно пускает колечки дыма и уже только от этого становится ужасно загадочной…

Во-вторых, на детей, кроме их родителей, оказывает влияние улица и их сверстники. Замечено, что свою самую первую сигарету ребенок выкуривает в компании своих друзей, даже если ему не очень-то и хочется это делать. Просто приходит такой момент, когда мнение сверстников для ребенка становится более значимым.

В-третьих, сигарета оказывается неплохим подручным инструментом в плане общения. Согласитесь, что в 10–14 лет, когда подростки только начинают учиться ведению разговора, колечки дыма оказываются спасательным кругом. К тому же с ее помощью можно легко познакомиться со сверстниками, достаточно только подойти и попросить зажигалку.

Слайд 25–27. Показываем, как красиво оформляется реклама сигарет. Спрашиваем ребят: “ А почему никто не видел столь же красиво оформленной баночки мёда?”.

Слайд 28. Необходимо расставить причины курения по убывающей.

Слайд 29. Курение и болезни.

Слайд 30. На макете человека отмечены органы, страдающие от курения и названия болезней.

Сердечнососудистая система.

Компоненты табачного дыма всасываются через слизистую оболочку полости рта и значительно уменьшают насыщение крови кислородом. Это приводит к хроническому голоданию, увеличивает нагрузку на сердце. Никотин, попадая в организм человека, влияет на развитие атеросклероза: наблюдаются нарушения сосудистого тонуса, повреждения стенок сосудов, нарушения свертывающей системы крови и транспорта липидов крови. В сочетании с хронической кислородной недостаточностью тканей и возрастающей в этих условиях нагрузкой на сердце риск развития сердечнососудистых заболеваний значительно возрастает. У курильщиков чаще развивается артериальная гипертония, стенокардия, возникает инфаркт миокарда. При поражении периферических сосудов ног, что может привести к гангрене.

Нервная система.

Мозг и нервная система в целом страдают от хронического кислородного голодания: Появляются головные боли, головокружение, утомляемость, снижается работоспособность. Со временем в сосудах мозга наравне с сердечнососудистой системой накапливаются токсичные продукты табакокурения, что может привести к инсульту. Поражение нервной системы проявляется неустойчивостью настроения, раздражительностью, повышенной утомляемостью.

Дыхательная система.

Поражаются верхние дыхательные пути, трахея, гортань, бронхи и легкие. Воспалительные изменения со стороны дыхательной системы характерны практически для всех курильщиков. Заболевания бронхов и легких, а также губ, ротовой полости, языка, глотки, гортани, трахеи считают причинно связанным с курением.

Пищеварительная система.

Нередко развивается язвенная болезнь, нарушается работа желез внутренней секреции, что может спровоцировать сахарный диабет, нарушения оттока желчи и желчного пузыря. Следствием длительного и интенсивного курения нередко становится рак поджелудочной железы, желчного пузыря.

Мочеполовая система.

У женщин курение может привести к нарушениям детородной функции, проявляющейся в бесплодии, выкидышах, патологии течения беременности и родов. Особенно это опасно это опасно для женщин, продолжающих курить во время беременности. Продолжение курения во время беременности очень негативно отражается на здоровье новорожденного, усиливает риск мертворождения. У курящих женщин часто рождаются недоношенные дети, у детей низкая сопротивляемость к инфекциям и другим заболеваниям.

У мужчин курение, особенно у курильщиков со стажем, – нередкая причина сексуальных нарушений, встречают и случаи мужского бесплодия, которые можно объяснить курением. С возрастом у курящих людей возрастает риск злокачественных новообразований мочеполовой системы (мочевой пузырь и др.).

Опорно-двигательная система.

У курящих часто развивается остеопороз (прогрессивное снижение плотности костной ткани, ломкость костей), в результате чего значительно увеличивается риск переломов. Особенно шейки бедренной кости. Причина развития остеопороза также связана с неблагоприятным влиянием компонентов табачного дыма: токсическим действием на клетки регенерации костной ткани, с хронической витаминной недостаточностью, в первую очередь витамина. Нарушения питания и его несбалансированность обусловливают прогрессирование патологии костной системы. Пассивное курение так же вредно для здоровья, как и активное, разница лишь в интенсивности. Дети курящих родителей не только в той же степени подвержены вреду курения, что и взрослые, но и чаще, чем дети некурящих, начинают курить сами.

Кожа, зубы, внешность.

Курение влияет на цвет кожи, вызывает ее сухость, образование преждевременных морщин. Для курящего характерны желтые зубы, желтые пальцы рук, сероватый оттенок лица. Голос нередко становиться хриплым. В последнее время даже появился термин <лицо курильщика>.

Слайд 31. Прямая связь между курением и заболеваниями в процентах.

Слайд 32. Каждые z секунд на планете умирает один заядлый курильщик.
40% от 25 равны Z. Z = ?

Узнаём время, через которое умирает на нашей планете один курильщик.

Слайд 33.

Слайд 34. Управление по охране окружающей среды, Комиссия по ядерному урегулированию и Министерство энергетики США установили, что если человек выкуривает в день 1,5 пачки сигарет, то он наносит такой же вред своему здоровью, как если бы прошел "у" рентгенологических исследований грудной клетки. у равен 9000 минут в часах.

Узнаём количество исследований грудной клетки, равное по вредности выкуренным 1,5 пачкам сигарет.

Слайд 35. На макете человека показываем, где находятся органы, страдающие от курения. В верхней части поля загорается число, ученик должен нажать в область, где был отмечен соответствующий орган человека. Учитель (может и второй ученик), видя цифры, называет эти органы по следующему списку.

1 – мозг. 2 – губы, рот 3 – кожа. Зубы. 4 – сердце 5 – лёгкие, бронхи 6 – кости 7 – желудок, поджелудочная железа. 8 – нервная система 9 – гортань, трахея 10 – мочеполовая система 11 – переферические сосуды.

Слайд 36. Ученики устно дают ответы. Кто нашёл верный ответ, тот и открывает этот прямоугольник. 9; 33; 6,3; 6,6
0,24; 23; 0,7; 54.

Открывается фотография Ковбоя “Марльборо” Уэйна МакЛарена, умершего от рака лёгких в 52 года. Перед смертью он признался: “Меня погубило курение, оно разрушает доброе и хорошее в человеке”.

Слайд 37. Анонимная анкета среди юношей.

Слайд 38. Вопрос первый: “В твоей компании девушки курят. Как ты к этому относишься?”
Вопрос второй: “Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к этому относишься?”
Вопрос третий: “Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?”

Результаты анкеты, проведённой среди юношей одной из школ.

Слайд 39. Афоризмы о курении.

Слайд 40. Вместе с дымом от вас уходит здоровье, которое очень трудно вернуть. Ещё не поздно подумать об этом! Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. О. Бальзак

Слайд 41. “Люди впускают врага в свои уста, который похищает их мозг”.В. Шекспир

Слайд 42. “Курение позволяет верить, что ты что-то делаешь, когда ты ничего не делаешь”. Ралф Эмерсон

Слайд 43. “Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина”. Жорж Сименон

Слайд 44. Притча.

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!”

Подошел мудрый старец, сказал:

– Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости...
Отошли люди от купцов, задумавшись...

Слайд 45. Подумай.

Слайд 46. Домашняя работа с открытыми заданиями.

1. Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет крон, а выкуривает он её за 2 дня?
2. Лабораторные исследования показали, что одного окурка, плавающего в сосуде объёмом 1 литр, достаточно чтобы убить рыбу в течение 96 часов. Придумайте свою задачу.
3. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2,52 млн. т. Придумайте свою задачу.

Слайд 47. Главная сложность в том, что появляется ощущение, что человек без сигареты остался в одиночестве. А затем к этому чувству присоединяется протест организма, которому не хватает дозы никотина. Он просит закурить и нервничает, потому что ему не позволяют этого сделать, а ведь вокруг все продолжают смолить, хихикать и предлагают сигаретку.
Адреса консультационных кабинетов для желающих бросить курить.

Слайд 48–49. Литература. Электронные адреса.

Слайд 50. Спасибо за урок.

Слайд 51. Открытие исследователей Шанхайского университета.

Слайд 52. План Даллеса

Аллен Даллес – (1893–1969), работал в Центральном разведывательном управлении США (ЦРУ) с момента его создания в 1947 году. В 1942–1945гг. руководил политразведкой в Европе, Директор ЦРУ в 1953–1961 годах. Один из организаторов разведывательной и шпионско-диверсионной деятельности против СССР и других соцстран, идеолог "холодной войны".

"Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей?
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением... исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это сделаем." (А.Даллес. "Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР", 1945 г.)