Весенняя экскурсия – урок "На охоту за растениями"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Е.А. Баратынский.

Цель: развитие ценностного отношения учащихся к окружающей природе; развитие личностно смыслового отношения к учебному предмету: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

(Прилагается презентация, буклет)

План проведения экскурсии

  1. Построение учащихся и проверка оборудования, взятого на экскурсию.
  2. Переход к месту проведения экскурсии (раздать учащимся тематические буклеты).
  3. Рассказ учителя о приспособленности растений к совместной жизни в условиях растительного сообщества (на примере луга), об охране зелёных друзей, их роли и значении в природе и жизни человека с показом примера живых растений.
  4. Работа учащихся по группам (заранее розданы задания на листах плотной бумаги).
  5. Сообщение учащихся о проделанной работе с чтением стихов о природе, растениях, исполнение песен, заранее подготовленных детьми.
  6. Итоговая игра "Что? Где? Когда?" (по материалам о первоцветах).
  7. Задание на дом.
  8. Организованное возвращение в школу.

Краткое содержание "Охрана зелёных друзей"

Хорошо побродить весной по зелёным степным коврам, погулять по тенистому парку, отдохнуть на скамейке среди нарядного сквера. Непередаваемо прекрасны деревья и кустарники в своих разноцветных весенних одеждах. Ещё чудеснее в весенней степи, когда бесчисленное множество живых огоньков - первоцветов, дарят нам свои "взгляды", а вместе с ними красоту и восхищение.

Но растения не только украшают нашу жизнь.

Растения - продуценты (производители) создают из неорганических веществ органические (органическое вещество как пища и источник энергии необходимо для всех живущих на планете). Они обогащают воздух кислородом. В процессе "воздушного" питания поглощают углекислый газ. "Законсервированная" энергия солнечных лучей (в клетках растений с помощью хлорофилла) в полезных ископаемых планеты (каменный уголь, горючий газ, нефть, горючие сланцы, торф) используется человеком для своих нужд. Растения также являются источник сырья (бумага, резина, ткани, лекарственные препараты и т.д.). Растительные сообщества - это места обитания живых организмов.

За всё то прекрасное и полезное, что дают нам зелёные друзья - растения, бережём ли мы их так, как они того заслуживают? К стыду нашему - нет!

Ежегодно многие тысячи молоденьких деревьев, посаженных на улицах, в парках, лесополосах, вдоль дорог, гибнут от небрежного отношения к ним. Играя, дети раскачивают их, повреждая корни, обламывают ветки, обрывают листья. Нередко можно видеть, как у цветущих растений обрывают ветки ради их красивых, пахучих цветков.

Ещё безжалостней поступают с полевыми раннецветущими растениями. Их рвут в большом количестве на букеты. Растения выдёргивают из почвы вместе с корневищами и луковицами. Цветки, собранные в начале прогулки, к концу её обычно увядают, и тогда их бросают на землю как негодные и начинают снова собирать букеты. Рвут и первоцветы, такие, как степные кочетки (ирисы), лазурики (тюльпаны), подснежники (пролеску) и др., из которых нельзя составить большой букет. Их тут же могут бросить.

Такое безжалостное, бессмысленное истребление растений привело к исчезновению многих раннецветущих растений. А ведь они не только радуют наши взоры, они являются частицей большой семьи.

Изучая прошлое природы, познаём законы её и прислушиваемся к её "дыханию", "сердцебиению".

Прежде всего, сами ботаники должны строжайшим образом соблюдать правило о неприкосновенности редких и исчезающих видов флоры. Собирать их для гербария или научных исследований может быть разрешено только профессионалам.

Должна быть полностью исключена гербаризация видов, фигурирующих в списках подлежащих охране растений, в каких бы то ни было целях, кроме целей дальнейшего их изучения. В частности, совершенно недопустим сбор их студентами, школьниками, цветоводами, членами всевозможных объединений любителей природы и т.д.

Берегите зелёных друзей и бережно охраняйте их от повреждений!

Методические рекомендации к организации и проведению экскурсии в природу

При организации экскурсии в природу с учащимися, прежде всего, необходимо позаботится о простейшем ботаническом оборудовании. Каждый участник экскурсии должен иметь: а) тетрадь - дневник или блокнот с записями или пояснительными рисунками по морфологии растений; б) графический карандаш на шнурке; в) карманную лупу; г) ботаническую копалку; д) экскурсионную папку с запасом бумаги.

Опираясь на теоретические знания, полученные в процессе изучения курса биологии "Многообразие живых организмов", учителю следует показать тесную взаимосвязь растительного организма и среды обитания, жизнь растений в природе. При объяснении закономерностей биологии растений важно заострить внимание на основных терминах и понятиях. Особое внимание следует обратить на вопросы охраны природы, провести инструктажи по технике безопасности.

Заранее продумать маршрут и описать экологическую тропу. Для сбора и гербаризации можно рекомендовать только однолетние и широко распространённые растения.

Учителю необходимо помнить, что именно общение с природой обогащает эстетический, эмоциональный мир учащегося, развивает его наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. Поэтому так важно не только показать растение, но и описать его словесно красками, оттенками, подчеркнуть особенности, сравнить с другими, рядом растущими. Такое эстетическое любование природными объектами неизбежно вызывает интерес к их изучению. Эстетическое восприятие явлений природы способно обеспечить нравственное развитие учащегося, а это значит, и всестороннее развитие личности.

Одной из важных задач является воспитание бережного, уважительного отношения к природе - она источник всей нашей жизни: материальной, физической и духовной.

И ещё один важный момент - стремиться связать наблюдения в природе с отображением её в литературе, живописи, музыке. Это усилит эмоциональное восприятие природы. На полянке можно провести викторину, конкурсы, мини - дискуссию по литературным и музыкальным произведениям, картинам, посвященным природе, растениям.

"Охотиться" за растениями можно не только весной и летом, но и поздней осенью и даже зимой, т.е. в ту пору, когда на голых ветках некоторых деревьев и кустарников сохранились плоды. Узнав по плодам название дерева или кустарника, заметьте их (обвяжите ветку шпагатом или тряпочкой и т. п.), чтобы весной, когда они зацветут, их было легче найти.

Ученики должны предварительно ознакомиться с внешним видом по рисунку, описание и временем цветения. При соблюдении этого условия внимание и энергия учащихся во время экскурсии не будет рассеиваться на определение случайных растений.

При подборе видового состава растений принимались во внимание их распространённость и наличие более или менее хорошо заметных отличительных признаков, причём предпочтение отдавать тем из них, названия которых обыкновенно не знают или называют неправильно.

На экскурсиях не стремитесь за один раз отыскать большое количество разнообразных растений, так как при недостатке времени вы не сможете правильно определить их название.

Придя на место экскурсии, не торопитесь быстро найти нужные вам растения. Если разыскиваемое вами растение по описанию больших размеров и имеет крупные цветки, соцветия или другие какие - либо хорошо заметные признаки, поищите их сначала вокруг себя, а если не найдёте, тихонько двигайтесь вперёд, поглядывая по сторонам. Найдя растение, проверьте по описанию в книге - определителе или вашим записям, то ли это растение, которое вы ищите. В ходе экскурсии так же необходимы пояснительные рисунки по морфологии растений.

Растения с мелкими или незаметными цветками, понятно, гораздо труднее отыскать в природе. Разве не интересно будет среди множества разнообразных растений найти именно это, малозаметное, но нужное вам растение.

Так как на экскурсии может не оказаться книги, да и времени на определение растений там не хватает, то окончательную проверку названий найденных растений проведите в кабинете биологии или дома. Принесённые с экскурсии растения сейчас же поставьте в воду, так как в свежем виде их легче определить.

Берите на экскурсиях только те растения, которые нужны для их изучения, и совсем не трогайте редко встречающихся растений.

Периоды цветения растений весной

Использованная литература.

  1. Методические указания к проведению весенних ботанических экскурсий в степн6ой зоне. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1987.
  2. Коллектив авторов. Памятники природы Волгоградской области. - Волгоград: Ниж.-Волж. Кн. Изд-во, 1987.
  3. Найденко С. В. Ядовитые растения России: справочное пособие. - М.: Чистые пруды, 2007.
  4. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас - определитель высших растений: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Смелова В. Г. Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие. - М.: Издательство "Первое сентября", 2005.
  7. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по ботанике: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Экологическая подготовка учащихся во внеурочное время. Методические рекомендации в помощь работникам школ и внешкольных учреждений. - Волгоград, 1990.