Соли

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: Изучить состав, строение и номенклатуру солей.

Задачи урока:

  • образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
  • развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
  • воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.

Оснащение урока:

  • презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль), индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
  • раздаточный материал с планом и заданиями урока (информационный лист).
  • СD "Виртуальная лаборатория"/ коллекция/ Щелочные и щелочноземельные металлы/CaCO3, MgCO3, MgSO4, Ca3(PO4)2, CaSO4 x 2H2O
  • СD 1С: Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс, 8-9 кл./раздел "Свойства неорганических веществ"/Щелочные и щелочноземельные металлы"/ соли щелочных металлов.
  • СD 1С:Школа. Химия, 8класс/галерея/фотоальбом./Соли/Кислые, основные

Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2007.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивационно-риентировочный этап.

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

Эпиграф урока

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь :"
А. Дистервег

II. Вводная часть.Нацеливание на изучение новой темы.

Творческое задание учащихся:"Угадайте вещество" (слайд 3-4)

В чёрном ящике -

  • Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.
  • Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.
  • В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.
  • Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.
  • Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
  • "Знаете ли вы, что:"(слайд 5)
  • Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
  • Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.
  • А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Изучение веществ строится в логической последовательности: состав- строение -свойства- значение- применение.

Тема урока: Соли

(Учащиеся записывают тему урока, формулируют цели урока (по аналогии с изученными темами)).

Цели урока:

1. Познакомиться с новым классом неорганических соединений - соли.

2. Изучить состав, номенклатуру и классификацию солей.

III. Проверка знаний учащихся. Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.

- Какие классы веществ вам известны? (слайд 6)

"Интеллектуальная разминка"(слайд 7-11) интерактивное задание:

Установите соответствие между названием класса и его представителями.

- На основании анализа состава веществ, распределите их по группам, выявляя отличительные свойства каждой группы.Назовите каждое вещество.

- Проанализируйте состав оставшихся веществ, сравните их формулы с представителями других классов.

- Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?

- Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт)(слайд 12)

У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: соляная кислота, гидроксид натрия и поваренная соль.

Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). Работают в паре (использование таблицы "Окраска индикаторов").

IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

1.- Выделите существенные признаки состава солей.

- Дайте определение новому классу - соли.

- Какая связь существует в этих соединениях?

- Что такое ионы? (Важный вопрос, который поможет вам составить формулы солей). Работа по таблице растворимости.

2. Составление формул солей (слайд 13).

Вывод. Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований (слайд 14).

3. Пошаговый алгоритм составления формул солей(слайд 15) (интерактив).

4. Заполнение таблицы "Номенклатура солей" (слайд 16).

Первый пример объясняет учитель, остальные-учащиеся у доски.

Кислота Кислотный остаток, заряд иона Название кислотного остатка Пример соли Название соли
Соляная HCL CL- Хлорид-ион Na+Cl- хлорид натрия
Серная H2SO4 SO42- Сульфат-ион Ca?+SO42- сульфат кальция
АзотнаяHNO3 NO3- Нитрат-ион K+NO3- нитрат калия
Угольная H2CO3 CO32- Карбонат-ион Mg2 +CO32- карбонат магния
Фосфорная H3PO4 PO43- Фосфат-ион Li3+PO43- фосфат лития

V. Закрепление изученного материала.

1. Тренажер "Составление формул солей кальция". Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (слайд 17) (интерактивное задание).

2. Составление обратных генетических рядов(слайд 18)(интерактивное задание).

Для соли составить формулы гидроксидов, т.е. формулы соответствующих этой соли основания и кислородосодержащей кислоты, для последних напишите формулы соответствующих имоксидови для них, в свою очередь, формулы соответвующих им металла и неметалла.

VI. Подведение итогов урока.

- Что изучили сегодня на уроке?(Познакомились с новым классомвеществ: изучили состав, строение и номенклатуру солей).

VII. Объяснение домашнего задания.Домашнее задание:(слайд 19)

  • учить параграф 21, до стр.110; упр.1.2; учитьтаблицу;
  • творческие задания (по желанию):"Угадайте вещество",кроссворд, загадки.

VIII. Рефлексия собственной деятельности

Ответьте на утверждение знаком "+" или "-":(слайд 20)

1. На уроке было над чем подумать.

2. Я понял новую тему.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.

5. На уроке я поработал добросовестно.