Формула конфликта

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  1. показать сущность, динамику протекания конфликта, социально-психологическую характеристику основных типов конфликта, объяснить причины конфликта и его функции;
  2. способствовать развитию навыков прогнозирования конструктивного поведения в конфликтных ситуациях согласно трансакций теории Э.Берна;
  3. развивать способность к актуализации своих волевых и эмоционально-мотивационных ресурсов в условиях затруднений в общении;
  4. развивать активность и инициативность в общении, повышать рефлексивность поведения;
  5. показать методические приемы активизации познавательной деятельности учащихся, через анализ собственного поведения в конфликтных ситуациях.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация занятия, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход занятия

1. Организационный блок. (Слайд 1).

Вступительное слово учителя:

– Наше занятие называется “Формула конфликта”. На нем мы познакомимся с современным представлением о таком явлении, как конфликт и с помощью игр будем учиться применять полученные навыки конструктивного поведения, для предотвращения и по возможности решения проблемных ситуаций.
С конфликтом, как с явлением современного общества, наверняка вы уже знакомы, так как бывали в ситуациях, в которых общение и взаимодействие было затруднительным, проблематичным. Для того чтобы вспомнить эти ситуации предлагаю вам игру “Снежный ком”.

Описание игры “Снежный ком”. (Слайд  2).

Каждый из вас после нескольких минут раздумий должен назвать одно из своих качеств, начинающееся с той же буквы, что и имя, которое помогает вам в решении проблемных ситуаций.

2. Информационный блок: “Психология конфликта”.

Учитель:

– Выполнять, данное задание кому то было легко, кому то не очень, но одно знаем теперь точно, у каждого из вас опыт решения конфликтных ситуаций, уже есть и вы в процессе игры в этом убедились. Но можете ли вы, опираясь, лишь на личный опыт и ощущения ответить на вопросы: что такое конфликт; когда и почему он возникает; как сделать так чтобы его разрешить? Для ответа на них нужны специальные знания такой современной науки как конфликтология.

Описание задания: решение, проблемной ситуации, по методике мозгового штурма в подгруппах. (Слайд  3).

Прежде чем мы найдем нужные ответы, вам для следующего задания необходимо разбиться на подгруппы, желательно равные по количеству. На полученных листах (приложение 1) каждый из вас в течение 5–10 минут должен продолжить написанное утверждение, опираясь на свое мнение и опыт, записать нужно все, что приходит в голову касательно данного утверждения. Далее из всех вариантов нужно составить один ответ, наиболее точно отражающий суть предложенного высказывания.

Обобщая все ваши высказывания можно сформулировать ответ на вопрос что же такое конфликт.

Конфликт – это состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок), при ограниченных ресурсах их удовлетворения.

Как вы, наверное, уже поняли, конфликт характеризуется, как сложное явление со многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины, функции и динамика.

Что бы определить сущность конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Выделяют два таких признака:

  • конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов, а также состояния противоборства;
  • конфликт – это всегда противоборство между взаимодействующими людьми, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Элементы конфликта (Слайд  4, 5):

  • стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;
  • предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт;
  • мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Рассмотрим одну из классификаций, основанную на определении субъектов конфликтного взаимодействия (Слайд  6):

  • внутриличностные конфликты – связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;
  • межличностные конфликты – субъектами конфликта выступают две личности;
  • конфликты “личность – группа” – с одной стороны субъектом конфликта выступает личность, а с другой – группа;
  • межгрупповые конфликты – субъектами конфликта выступают группы.

Предлагаю рассмотреть причины этих конфликтов, так как именно они раскрывают источники возникновения и определяют динамику протекания самого конфликта:

  • социально-политические и экономические причины связанны с социально-политической и экономической ситуацией в стране;
  • социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам;
  • социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения;
  • индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы).

Развитие самого конфликта, как сложного явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

В конфликте определяют пять этапов. (Слайд  7).

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Создается конфликтная ситуация одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
  2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
  3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Один из участников конфликта переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба “противнику”.
  4. Развитие открытого конфликта. Участники конфликта открыто заявляют о своих требованиях.
  5. Разрешение конфликта. Либо педагогическими методами, либо административными.

Основные фазы конфликта (Слайд  8):

– начальная фаза;
– фаза подъема;
– пик конфликта;
– фаза спада.

Функции конфликта:

– стимулирование членов группы на творческое решение проблем;
– может укреплять взаимоотношения, повышать уровень групповой морали, улучшать психологический климат в группе;
– способствует более глубокому осознанию себя и других;
– может стимулировать психологическое развитие личности;
– дает возможность “ощутить” сильные переживания, принять другие представления о проблеме и людях и положительно оценить многогранность своих взаимоотношений.

Таким образом, вы видите, что современное представление о конфликте таково: он не просто деструктивен или продуктивен, он одновременно содержит в себе обе эти стороны. Поэтому мы с вами должны учиться не избегать, подавлять, устранять конфликт, а управлять им так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования. Одним из большинства ученых рассмотревших конфликт с точки зрения возможных путей его решения является Э. Берн. Согласно его взгляду личность в процессе взаимодействия, занимает одну из позиций: “взрослый”, “ребенок”, “родитель”. Для этих позиций характерно следующее (Слайд  9, 10):

  • “ребенок” – проявляет чувства (обиды, страха, вины), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: “Почему я?”, “За что меня наказали?”, извиняется в ответ на замечания;
  • “родитель” – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует;
  • “взрослый” – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

Конфликт с точки зрения Э.Берна возможен, если “ребенок” взаимодействует с “ребенком”, “родитель” с “родителем” (Слайд  11). Предлагаю вам посмотреть, чем, же именно характеризуется поведение человека, в конфликтных ситуациях исходя из данных позиций. Предлагаю вам ответить на вопросы теста (приложение 3), (Слайд  12, 13, 14).

Интерпретация результатов. (Слайд  15).

Д” (Дитя); “В” (Взрослый); “Р” (Родитель).

Если у вас получилась формула “ВДР”, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно только пожелать лишь сохранить эти качества и впредь.

Если на первом месте стоит “РВД”, то в общении присутствует в большей степени категоричность и самоуверенность.

Если сочетание “РДВ”, то выглядит это примерно так, “Родитель” с детской непосредственностью режет “правду – матку”, ни в чем не сомневаясь.

“Д” во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов.

3. Практический блок.

Учитель: Предлагаю вам игру, под названием “Властелин колец”.

Описание игры “Властелин колец”. (Слайд  16, 17).

Каждый из вас после 10–15 минут раздумий должен вспомнить ситуации общения, в которых, взаимодействие было затруднительным, проблематичным, может даже конфликтным. На чистом листке бумаги (формат А4) нарисуйте три круга и подпишите их соответственно: “взрослый”, “ребенок”, “родитель”. В каждый круг следует записать ту ситуацию, которая могла бы решиться более конструктивно, если бы вы реагировали соответственно написанной над кругом позиции. Допустим, вы вели себя как “ребенок” и ваш собеседник был “ребенком”, какую позицию следовало бы занять вам, чтобы взаимодействие было продуктивным? Остановить свое внимание участникам, следует на событиях ближайшей недели или нескольких последних дней.

Учитель: Теперь вы знаете, что из конфликта можно найти выход, построив с собеседником конструктивно взаимодействие. Уход или игнорирование проблемы не способствует ее решению.

В заключение прошу вас сыграть еще в одну игру, под названием “Мои возможности”.

Описание игры “Мои возможности”. (Слайд  18).

Каждый из вас на листе бумаги (формат А4) должен нарисовать собственную ладонь. Теперь подумайте и в центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Наше занятие подошло к концу (Слайд  19). Вам желаю успехов и благополучия в преодолении преград на пути к достижению заветных целей. Удачи!

Список литературы:

  1. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. – СПб., 1998.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  3. Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. – СПб., 2002.
  4. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.
  5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб., 2007.
  6. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.
  7. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., 2004.
  8. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999.