Работа МУ "Центр развития образования" по внедрению новых образовательных стандартов в г. Новороссийске

Разделы: Администрирование школы


В современной школе образовательная программа становится основополагающим документом, который определяет приоритетные направления функционирования и развития учреждения на ближайшие годы. В жизни школы наступает новыйц этап: на смену методологии проблемно-деятельностного подхода, выражением которого являлись программы развития образовательных учреждений, приходлит реально действующий принцип разработки и реализации образовательных программ как совокупности основных направлений деятельности школы. На данном этапе развития образовательной системы происходит переход от Стандартов первого поколения к Стандартам второго поколения. Под введением Стандарта понимается его соблюдение на всем образовательном пространстве Российской Федерации, а также обеспечение контроля за соблюдением Стандарта.

Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима (на федеральном, региональном и муниципальном уровне) для введения Стандарта после его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию.

Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации "Об образовании".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 "О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов" введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

При введении ФГОС второго поколения, осуществляется переход:

  • От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам - требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
  • Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
  • Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
  • Результат образования - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
  • В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
  • Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

В г. Новороссийске с целью эксперимента по введению новых стандартов работают три пилотные школы. В данных школах 7 пилотных первых классов, 151 учащийся. Пилотные школы работают по УМК "Перспективная начальная школа" и УМК "Школа ХХI века", что соответствует рекомендация ККИДППО. Для успешного внедрения новых стандартов в образовательные учреждения города МУ "Центр развития образования" систематически проводит работу с учителями начальных классов, руководителей школьных методических объединений, заместителями директоров, курирующих начальную школу. Для этого Центром развития составлен график мероприятий муниципального уровня.

ПЛАН мероприятий муниципального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в Краснодарском крае

  1. Мониторинг готовности пилотных школ к ведению образовательных стандартов
  2. Консультации по оформлению рабочих программ
  3. Положение и рекомендации по формированию портфолио учащегося
  4. Методические выходы по ОУ, внедряющим ФГОС
  5. Открытые уроки по УУД, система работы по внеурочной деятельности
  6. Ознакомление с моделью оценки качества результатов обучения с учётом региональных компонентов
  7. Методические выходы по ОУ, внедряющим ФГОС
  8. Педчтения по проблемам ФГОС
  9. Открытые уроки по УУД, система работы по внеурочной деятельности
  10. Вопросы в рамках ГМО "Универсальные учебные действия"
  11. Вопросы в рамках ГМО "Оценка достижений планируемых результатов"
  12. Открытые уроки по УУД, система работы по внеурочной деятельности
  13. Совещание для руководителей школьных МО, зам. директоров по начальным классам "Подготовка к работе над ООП"
  14. Муниципальный конкурс для учащихся 1-4 классов "Портфолио учащегося"
  15. Семинар-практикум "Универсальные учебные действия"
  16. Круглый стол по составлению образовательной программы (практика)
  17. Методические выходы по ОУ, внедряющим ФГОС
  18. Индивидуальные консультации по составлению образовательных программ
  19. Изучение моделей и механизмов учёта внеучебных достижений учащихся
  20. Освещение в СМИ
  21. Сбор нормативной документации по ФГОС, формирование папки по ФГОС
  22. Ниже предлагаются некоторые вопросы, рассматриваемые на совещаниях с учителями и заместителями директоров.

Тема: "Универсальные учебные действия"

Универсальные учебные действия:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе "умения учиться" и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Составление образовательной программы.

Одним из важных моментов при переходе на новые стандарты является составление образовательной программы. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В образовательную программу по ФГОС входят следующие направления:

  1. Программа духовно-нравственного развития (цели, установки, основные направления, содержание, совместная деятельность ОУ, семьи и общественности, планируемые результаты).
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (УУД, метапредметные и личностные результаты).
  3. Базисный учебный план начального общего образования.
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (ценностные ориентиры, понятие, функции, состав и характеристики УУД, связь УУД с содержанием предметов, преемственность).
  5. Программы учебных предметов.
  6. Примерная программа формирования здорового и безопасного образа жизни.
  7. Система оценки достижения планируемых результатов (организация накопительной оценки, портфолио).
  8. Программа внеурочной деятельности.
  9. Программа коррекционной работы.

Методические рекомендации по составлению программ по внеурочной деятельности

При составлении программы по внеурочной деятельности важно осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. В основу программ по внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Программы по внеурочной деятельности имеют одинаковую структуру: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.

Пояснительная записка к программе раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о положительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов.

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и практические занятия). На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику программного материала.

Особенности содержания примерной программой. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, полжелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. При этом каждая программа представляет собой не линейно выстроенный курс, совершаемый в установленной очерёдности, а "мешок с подарками", из которого дети выбирают то, что их в данный момент заинтересовало.

Составление программы первым способом заключается в том, что педагог использует примерную программу в качестве рабочей. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности и др.

Второй способ - это создание рабочей программы на основе примерной программы. Составитель рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать цели и задачи, требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и формам подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования. После доработки составляется рецензия (педагогами дополнительного образования) и предоставляют в администрацию образовательного учреждения. Утверждает программу директор образовательного учреждения. По мере необходимости содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта могут входить: учебные и методические пособия; энциклопедические словари и справочники; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности знаменитых людей; подборка журналов; коллекция различных предметов по направлению творческой деятельности (репродукции, произведения декоративно-прикладного искусства); почтовые марки, значки, открытки; перечень образовательных учреждений, шлее можно продолжить обучение; оборудование рабочего места.

Несмотря на то, что работа по внедрению новых стандартов в городе проходит успешно, необходимо продолжить работу с учителями и заместителями директоров, т.к. с сентября 2011 года во всех школах будет введён новый стандарт.