Использование мультимедийных технологий на уроках биологии

Разделы: Биология


Модернизация образования, базирующаяся на информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные технологии.

Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников. При работе с учениками я ставлю перед собой следующие задачи: совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми; усилить работу по освоению новых информационных технологий, направленных на повышение качественного образования школьников; активизировать работу по вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

При обучении биологии, я использую такие электронные пособия, как "Биология. 1С Репетитор", "Биология. Анатомия и физиология человека", "Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники", плакаты для интерактивной доски "Анатомия и физиология человека", комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.

Использование на уроках биологии компьютерной технологии позволяет активизировать процесс обучения, способствует эффективному усвоению учебного материала; процесс обучения становится разнообразным и увлекательным. Применение компьютера на уроках дает положительный эффект, формирует не только знания и умения, но и вырабатывает опыт творческой деятельности.

Уроки с использованием мультимедийные презентаций вызывают, большой эмоциональный подъем у учащихся и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Так как данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся.

В своей практике применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации на уроке.

Очень часто в учебном процессе я использую одновременно видео и звуковое сопровождение. Мультимедийные анимационные модели, которые позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса; интерактивные модели, дающие возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Большое разнообразие подачи информации создает ситуацию новизны и воспринимается учащимися с интересом.

На уроках биологии я также использую цифровую лабораторию "Архимед".

Цифровые лаборатории "Архимед" - это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. В состав лаборатории входит: специализированный портативный компьютер NOVA 5000;  набор цифровых датчиков Fourier Systems(дыхания; частоты сердечных сокращений; влажности; освещенности; кислорода; pH-метр; температуры; ЭКГ; мутности; уровня шума); специализированное программное обеспечение. 

При помощи цифровой лаборатории мы выполняем различные лабораторные работы. Например:

При изучении темы "Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья" лабораторную работу "Определение объёма воздуха, вдыхаемого лёгкими."

Оборудование: датчик дыхания (диапазон измерений 315 л/мин), соединительные провода для датчиков, TriLink, КПК и/или ПК.

При изучении темы "Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения" Л.Р. "Нарушение кровообращения при наложении жгута."

Оборудование: прочная (суровая) нить или тонкий шнур длиной около 40 - 60 см, датчик температуры(-25 - 1100С), соединительные провода для датчиков, TriLink, КПК и/или ПК.

Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом .

Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

Использование ЦЛ "Архимед" способствует поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только биологические знания, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами. Кроме того, учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории "Архимед" более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.

Цифровую лабораторию "Архимед" можно использовать в работе школьного научного общества учащихся, что позволит выполнять научные эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ с учащимися.

Литература

  1. Ю. В. Федорова. О применении цифровых лаборатории "АРХИМЕД"  в школе.