Формирование коммуникативных качеств личности обучающихся в процессе коллективно-творческой работы на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.С. Выготский

Воспитание - это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Н.Е. Щуркова

В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности: Земля - общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир, Человек.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но, вместе с тем, появляется еще один: "Как учить результативно?".

Важным фактором формирования коммуникативных качеств личности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Коммуникация (лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.

Общение приобретает новое качество по содержанию, по формам выражения и по роли во внутренней жизни. Однако непосредственное общение с другим человеком вызывает у обучающегося ряд негативных переживаний (он чувствует себя скованно, неуверенно, расширяется сфера самоконтроля).

В школьном возрасте наиболее значимо групповое общение. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростков и в определении его статуса в глазах сверстников. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. По словам Д.Б. Эльконина в основе этих норм лежит "принцип товарищества". Для ребят важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение (Божович Л.И.).

Как показывают исследования И.С. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.

Этот период является сенситивным для развития средств общения - вербальных и невербальных коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих контакт с людьми и определяющих процесс понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от этого.

Работа со школьниками связана с развитием средств общения, пониманием другого человека, созданием эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Современная парадигма образования сегодня нам говорит о том, что в федеральном государственном стандарте образования второго поколения разработаны требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты - "...формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного к другому человеку, к его мнению, мировоззрению ...", "...освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни...", "...формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельность"

Метапредметные результаты - "умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы", "умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты. [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.]

Сегодня я хочу остановиться на коллективной творческой деятельности, которая способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной коллективно-творческой деятельности обучающиеся приобретают и совершенствуют опыт общения. Чем совершеннее общение, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Б.М. Неменский в книге "Мудрость красоты" дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода обучающиеся приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

В настоящее время формирование культуры общения - одна из актуальных проблем воспитания и обучения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. Социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности - это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

Коллективная творческая деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции: Презентация

  • Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;
  • Контактная - готовность к приему и передаче информации;
  • Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;
  • Перцептивная - восприятие и понимание друг друга;
  • Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.

В своей работе, я использую следующие формы коллективной творческой деятельности разработанной Т.С. Комаровой и А.И.Савенковым.

Совместно-индивидуальная (участники работают индивидуально, с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции)

Совместно-последовательная (предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников) принцип организации "эстафета"

Совместно-взаимодействующая (представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия)

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

  • Общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
  • Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
  • Гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола"
  • Доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);
  • Сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

Правильно организованные процессы кооперации обучающихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, коллективно-творческая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

Работа в группе.

1. Деление на группы, используя приемы организации группы: "цвет", "фигурки", "времена года" и т.д.

2. Правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

3. Самостоятельная творческая деятельность, каждый член группы работает, затем члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа представляет итоговый вариант материала.

4. Защита творческих работ, обоснование

5. Рефлексия

Этапы деятельности работы в группе:

  • совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы;
  • выполнение эскиза, расчленение его на составные части и организация группы обучающихся для создания фрагментов композиции;
  • выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах;
  • монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка

Вывод:

В группе работает каждый.

Нет страха отвечать, т.к. каждый, обсуждая в группе (или слушая товарища), знает материал, умеет применить полученные знания на практике.

Невольно распределили роли: кто будет писать, рисовать, вырезать, клеить и т.д.,

кто устанавливает очередность ответа и т.д.

Коллективное мнение комфортнее выдавать (чувство успешности каждого члена команды).

Члены группы должны чувствовать, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, учитель:

- устанавливает общие (групповые) цели (группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы, реализуют поставленную задачу, используя разные приемы работы и техники выполнения);

- вводит систему наград и поощрений (группа справилась с заданием, если все члены группы знают материал, владеют приемами работы и техниками);

- распределяет материал и информацию (ресурсы);

- определяет роли для каждого члена группы;

- фиксирует уникальное место группы (защита работ, выставка)

Такая форма коллективной - творческой деятельности требует от каждого обучающегося определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиций. В коллективной работе организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Приведу пример фрагмента урока по теме: "Рукавички" (Г.А. Цукерман)

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: "Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию".

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

В подведении итогов на своих уроках, я использую оценочный лист, где с помощью цвета обучающиеся оценивают урок (свою деятельность, группы).

Считаю, что,

Коллективно-творческая деятельность:

  • имеет огромное значение в художественном воспитании как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала;
  • формирует коммуникативные качества обучающихся и совершенствует навыки совместной работы;
  • развивает потребность в общении и интерес к информационным коммуникационным технологиям;
  • является благодатной почвой для проявления и формирования общественно ценностных мотивов;
  • как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс;
  • как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.

Практика учебно-воспитательной работы показывает, что работа в группах и идейное единство, сплоченность, дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь, переживание - формирует коммуникативные качества личности обучающихся.

Дети, как учила Н. К. Крупская, лишь тогда живут богатой жизнью, когда они коллективно переживают, коллективно радуются, коллективно волнуются. Большую радость ощущает ребенок, если он становится участником общественного созидания.

Хочется закончить свое выступление словами В. А. Сухомлинского: "Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми".

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие ля учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.

3. Планируемые результаты начального общего образования/ под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - 191с.