Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: обработать умение проверять слова с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Орг.момент.

- Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с безударными гласными.

II. Чистописание.

- Отгадайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплый весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима.)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатала.
(Зима.)

- Правильно, это зима.

- Назовите первый звук в слове зима.

- Какой буквой он обозначается.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Сегодня на уроке мы будем работать над строчной буквой З,з.

- Спишите, продолжите закономерность

Зз Ззз Зззз

III. Повторение:

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальная работа.

- Мы в начале урока с вами отгадывали загадки о зимушке, а теперь поработаем над текстом о зиме в лесу.

Кругом сугробы. Но ёлка ст..ят прямо, сильные :ловые лапы держат снег. Берёзка согнулась под тяж..стью снега. Человек взял палку, ударил по веткам. С в..ршины св..лилась шапка снега. Берёзка выпр..милась, подняла голову. Это ходит по лесу со своей в..лшебной палкой п..сатель Михаил Михайлович Пришвин.

  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Выпишите словосочетания, в которых есть слова с гласной, написание которой можно проверить ударением.

3. Индивидуальная работа.

1)

Двор - дворник, дворняшка, дворовый (пёс).

Гроз - гроза, грозный, грозить, грозовой.

Голод - голодный, голодать, голодовка, голодание.

Вред - вредитель, вредить, вредный, повреждение.

  • Выдели во всех словах корень.
  • Подчеркни слова с безударным гласным звуком, который надо проверять ударением.

2)

  • Измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударный.
  • Запишите. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните гласные.

Часы- час, мосты - ::, трава -:., листы - :.., блины -::, леса -::, дожди -:.., снега -:.., следы -::

3)

  • Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корень.
  • Подчеркните ударные и безударные звуки.
  • Поставьте знак ударения.

Ходьба - ходит

Голубка -:..

Варенье- :.

Гроза -::

Моряк -:.

Светлячок -:.

IV. Работа по теме урока.

- А сейчас нам нужно распределить и записать слова в пять столбиков в зависимости от того, какую гласную букву ты поставишь в корне.

Л..ства, ш..лить, т..мнота, т..рава, ж..леть, сп..ртивный, лаг..рь, б..да, п..тачок, с..ринка, л..нивый, м..рской, дл..на, в..зание, т..шина, м:сного.

е и а о я
         
         
         
         

Физминутка

- В начале урока мы с вами выполняли задания, где нужно было выписать словосочетания, в которых есть слова с гласной, написание которой можно проверить ударением. А сейчас, мы понаблюдаем за словами, которые нужно проверять по словарю.

  • Вставь пропущенные буквы.
  • Подчеркни в словах те гласные, написание которых мы будем проверять по словарю.

За ..кном кружились белые сн..жинки. Дна их них упала на край цв..точного ящика. Она стала быстро расти. И вот перед Каем ст..яла осл..пительная кр..савица. У неё был плащ из миллионов св..ркающих сн..жинок, а вся одежда из блестящего г..лубого льда. Глаза с..яли, как звёзды. Взгляд еёё был х..лодным и т..ж..лым.
(По Г.Х. Андерсену)

V. Итог урока.

- Как можно проверить слова с безударными гласными в корне слова.

- Д/З. подобрать слова с корнем - зим и - кат.