Урок кубановедения "Путешествие осеннего листочка по Краснодарскому краю и его столице". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет: кубановедение.

Класс: 1 класс.

Тема: “Путешествие осеннего листочка по Краснодарскому краю и его столице”.

Цель и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Краснодара и Краснодарского края.
  • В доступной занимательной форме рассказать учащимся об образовании города Краснодара, почему Краснодар – столица Кубани.
  • Развивать речевые, мыслительные навыки.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к своей “малой” Родине.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, фото памятных мест города Краснодара.

Ход урока

1.Орг. момент:

Вступительное слово учителя.

Дорогие, ребята! Вот и прозвенел первый звонок, который позвал вас на первый школьный урок. Друзья, а какой сегодня день?

Дети – Первый день осени – 1 сентября.

Учитель. Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои стихи. Давайте послушаем стихотворение нашего кубанского поэта Виталия Бакалдина “Золотая осень”. (читает ребёнок)

В город осень забрела
Золотая осень.
Лист опавший от угла
Старый дворник носит.
Соберёт и подожжёт,
Отойдёт от дыма...
А на фабрику народ
Пробегает мимо.
А ребята в этот час
Возле школы стаей,
И звонок в который раз
В класс их зазывает...
Дети нехотя спешат,
Все вокруг смеются,
Пожелтелый школьный сад
Утопает в солнце...
С дома нового леса
Плотники снимают
И от этого фасад
Словно расцветает,
От угла и до угла
Ветер смех разносит,
В город осень забрела,
Золотая осень.

2. Изучение нового материала.

Учитель.

Ребята, а какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)

Вы правы, одна из самых ярких примет – это листопад. . Ой, посмотрите, какой красивый листочек залетел к нам в класс. Он приглашает нас совершить увлекательное путешествие через века в загадочное и таинственное прошлое для того, чтобы, узнать свои корни, смело устремиться в прекрасное будущее. Давайте спросим у него, где он был и что он видел. А чтобы легче было проследить его путешествие, посмотрите на карту нашего края. Обратите внимание, ребята, какой огромный Краснодарский край. (Слайды 1, 2, 3,)

Отрывок из стихотворения С. Чмырёва “В родном краю”.

Я иду по широкой дороге,
Предо мною сады и поля.
В небе месяц блестит круторогий.
И листвой шелестят тополя.
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий – Родина моя!

Учитель.

Ребята, вы, наверное, слышали, что наш край называют Кубанью? Это неспроста. Потому что главная река нашего края называется Кубань. Она берёт своё начало высоко на горе Эльбрус и имеет протяжённость 870 км. Давайте посмотрим на карту. (Учитель показывает реку на карте Краснодарского края ) (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10 )

Отрывок из стихотворения И. Вараввы “ Бежит река Кубанушка ” (стихотворение читает ребенок)

Бежит река Кубанушка
Кружится голова.
Ложится долом травушка,
Зелёная трава.
Кубань– река бурливая,
Весёлая волна.
Отрывок из стихотворения С.Хохлова “Кубань”
Течёт Кубань, сверкая гордо.
Мне мил над нею отблеск гроз.
И дух её высокогорный,
И глубина её борозд.

Учитель.

А теперь наш листочек прилетел в город – столицу Кубани. А кто скажет, как называется столица нашего края? (Краснодар)

Ребята, но ведь не всегда этот город так назывался. В 1793 году был основан казаками – запорожцами. Когда – то очень давно эти земли населяли черноморские казаки, которые защищали южные границы Российской империи от Турции. За их мужество и самоотверженность Кубанские земли были пожалованы императрицей Екатериной II казакам. Они построили селения и города, в том числе и наш город, который назвали в честь царицы Екатеринодаром . (слайд 11 )

Краснодар – прекрасное творенье,
Созданное чуткими руками,
Красоты дыханье, вдохновенье,
На века оставшееся с нами.
Каждый уголок твой необычен:
Здесь многоэтажные громады,
В небо устремились так величественно
И летящие в заоблачные дали.
Но лишь стоит сделать шаг в сторонку
И другой ты видишь Краснодар,
Мощные старинные постройки
Зодчих неуёмных старый дар.
Вот такой мой город
Очень разный!
Удивительный, немного необычный,
Но родной и самый благодатный
Краснодар – Кубанская столица.

Давайте теперь вместе с нашим листочком совершим путешествие по улицам нашего города. (просмотр слайдов 12, 13, 14, 15 и фотографий). 3. Закрепление изученного материала. ---– Ребята, а вы знаете, что есть в русском языке слово “радеть”. Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чём-то, проявляют старание, усердие в труде, совершают много добрых поступков. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля приводятся такие значения слова “радетель”: доброхот, старатель, заботник, усердствователь, рачитель, благодетель, заступник. Видите какое хорошее это слово, сколько в нём тепла и доброй заботы! Радетель – бескорыстный человек: он спешит делать добро не ради славы и выгоды, а ради блага других люде, ради счастья и процветания родной земли. Радетели земли кубанской… Это все те, кто помогал и помогает расцвету казачьего края; кто изучает и сохраняет природные богатства Кубани, её историю и культуру. Это те, кто учит и лечит людей, и те, кто охраняет мир и покой на нашей земле. Мы должны знать их славные имена. Ведь это они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань ещё краше и богаче. Их имена обязательно будут звучать на наших следующих уроках кубановедения. Ребята, каждый край имеет свою символику: герб, флаг и гимн. (рассматривание герба и флага, слайды 16. 17 и прослушивание гимна)

Стихотворение С. Ольгина “Край наш кубанский”

Край наш кубанский
Родная земля.
Словно солдаты
Стоят тополя.

Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский –
Родимый простор,
Залитый солнцем
От моря до гор.
Вышки стальные,
Огни заводские,
Садов величавый убор.
Край наш кубанский
Прославленный край,
Крылья всё шире
В труде расправляй.
С Родиной вместе
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!

4. Подведение итогов.

Учитель.

– Ребята, правда, замечательное получилось у нас путешествие? Мы сегодня слегка прикоснулись к истории Екатеринодара – Краснодара . К его славному прошлому. Прекрасному настоящему. А вы его будущее, и каким оно будет, зависит только от вас. Мне очень хочется верить, что вы вырастите достойными гражданами нашей Родины. Давайте поблагодарим наш листочек и пожелаем счастливого пути. А теперь давайте пофантазируем и нарисуем наш город в будущем. ( Дети рисуют. Звучит музыка кубанских композиторов)

По окончанию работы выставка детских рисунков. (Слайды 18, 19 )

Презентация