Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Повторить и обобщить пройденный материал по творчеству А.П.Платонова (Климентова)
  • Развивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мысли
  • Развивать умение анализировать прочитанное
  • Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к матери, к пожилым людям, учителю
  • Прививать интерес к чтению книг.

Оборудование: портрет писателя, карточки, карточки с фамилиями учеников, листочки с домашнем заданием, магнитофон, «ромашка», магнитики.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь.

Цель нашего урока, обсудить изученные произведения Андрея Платоновича Платонова и сделать вывод : чему же учат его рассказы?

А вы, ребята, самостоятельно оцените свою деятельность на уроке. Если вы поняли задание и справились с ним, то на карточке рисуете красный кружок, если что – то не совсем понятно, сомневаетесь – зеленый. Карточки в конце урока сдадите и получите мою оценку, рядом со своей.

II. Обобщение изученного

2.1 Теория литературы

Мы закончили изучать раздел по чтению

  • Как он называется? (на доске)

Дети: хором читают

  • К какому литературному жанру оно относится?

Дети: пословица

  • Как вы ее понимаете?

Дети: понемногу собираешь что-то и в конце – концов соберешь много

  • Как ее отнести с названием нашего раздела, в котором мы учились умному, доброму, сердечному?

Дети: умные мысли в рассказах, которые мы запомнили и осознали, будут накапливаться в нашей памяти; капля за каплей, изо дня в день, мы накопим в нашем «кузовке» умные мысли, которые помогут обогатить наш внутренний мир.

Учитель: Давайте вспомним, какие произведения Платонова читали

Написано на доске

Дети: «Цветок на земле», «Еще мама»

На доске вы видите карточки со строчками из произведений, но они все перемешались. Давайте вместе соотнесем их с рассказами.

Дети: по желанию раскладывают карточки по произведениям

Учитель: Молодцы! Посмотрите внимательно: а последовательность текста по строчкам текста правильная?

Дети: да (нет)

2.2 Анализ рассказа «Цветок на земле»

Восстановим ее в тексте «Цветок на земле»

Ученик: (читает строчки). «Отец его на войне».

О какой войне идет речь?

Дети: о Великой Отечественной войне

Учитель: Какое большое событие празднует в мае вся страна?

Дети: 65 – летие Победы

Учитель: Да, правильно, прошло много лет, а весь наш народ помнит и будет помнить об этом великом событии

Ученик: (читает строчки). «Без трех девяносто.., без трех первый десяток».

Учитель: Как мы это понимаем, объясните?

Дети: 87 лет – деду, 7 лет Афоне.

Учитель: Оцените себя: все ли вам было понятно. Самооценка 1

2.3 Лексическая работа

Ученик: (читает строчки). «Руки много земли испахали».

Учитель: О чем эта строчка? Найдите в тексте, где идет описание рук деда?

Дети: чтение в книги (стр.130)

Учитель: Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»?

Дети: труженик, т.к много работал

Ученик: (читает строчки). «Белый свет пытать».

Учитель: О чем эта строчка?

Дети: как Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все.

Учитель: Как вы понимаете смысл слова «пытать?»

Дети: познавать, изучать.

Ученик: (читает строчки). «Афоня задумался среди трав и цветов».

Учитель: Найдите здесь ключевое слово, которое характеризует героя как «любознательного»

Дети: чтение в книги стр.134 (абзац)

Учитель: Найдите диалог деда с внуком (стр.130).прочитайте.

2.4 Чтение по ролям

Учитель: дед-Максим, Афоня- Ваня, автор-Катя. Помните как должен говорить пожилой человек, и маленький мальчик.

Учитель: Почему Афоня будил все время деда?

Дети: он любознательный, боялся ,что дед умрет и не успеет рассказать все что знает.

Учитель: Сколько раз внук его будил?

Дети: 4 раза

Учитель: Оцените себя: все ли вам было понятно и как вы справились. Самооценка 2

2.5 Физминутка

Учитель: А сейчас, прежде чем перейти к другому произведению проведем физкультминутку:

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка,
на четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
шесть за парту тихо сесть.

2.6 Анализ рассказа «Еще мама»

Учитель: В рассказе «Еще мама» последовательность нарушена или нет?

Дети: да (нет)

Учитель: Что означает строчка? «Стало Артему 7 лет».Какое событие в жизни каждого ребенка происходит?

Дети: Артем пошел в школу

Учитель: «Ты по мне не скучай. Она вместо меня будет»

Дети: учительница будет как мама

Учитель: «Аполлинария Николаевна»

Дети: это учительницу так звали

Учитель: Найдите место в тексте, где впервые встречается Артем с учительницей.

Молодцы, правильно

  • «И пахло от нее теплым хлебом и сухою травою».

С чьим образом сравнивает учительницу?

Дети: с образом матери

Учитель: Ребята, что общего у маленьких героев этих рассказов?

Дети: любознательность, возраст, жители села, любовь к близким.

Учитель: Вот теперь мы вспомнили и восстановили содержание произведений А.П. Платонова и ответили на главный вопрос урока: чему же учит Платонов в своих рассказах?

III. Итоги урока

  • Любить и знать природу
  • Любить Родину (род, землю, на которой живем)
  • Труд – всему основа
  • Уважать и любить стариков
  • Любовь к матери
  • Уважать учителя
  • Быть смелым, самостоятельным, любознательным
  • Быть добрым к людям

Учитель: Оцените себя: все ли вам было понятно и как вы справились. Самооценка 3

Мы с вами сделали вывод, чему учат рассказы Платонова и «мудрости» набрали в свой кузовок.

IV. Домашние задание.

У вас на листочках есть вопрос, прочитай те его «Каким вы видите писателя А.П. Платонова?», дома напишите ответ. Сдадите на следующем уроке.

V. Оценка работы учащихся.

Все работали хорошо. Молодцы! А самые активные получат отметки.

Передайте карточки со своими самооценками на 1-ю парту. Урок окончен. Попрощайтесь с гостями.