Урок в методике кейс-технологии "Как удержать молодежь в сельской местности"

Разделы: География


Цели:

  • Образовательные – выявить проблемы, по которым молодежь уезжает из села и предложить план решения данной проблемы.
  • Развивающие – формировать практическую одаренность учащихся, умение видеть проблему, готовность работы с информационными ресурсами, развивать умение определять альтернативные пути решения проблемы.
  • Воспитательные – воспитывать согласованную работу в группе, уважение к мнению других.

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие
  • Деление на группы
  • Определение учащимися целей урока

2. Проверка домашнего задания

Учащимся заранее было задано д/з – провести социологический опрос семей и составить графики с их анализом.

  • Из анализа видно, что до 90-х годов в семьях было 4,5 и более детей, а после 90-х – 1, 2.
  • Анализ изменения численности населения Клявлинского района за последние 10 лет показал, что наблюдается уменьшение численности населения.
  • Одна из главных причин, влияющих на уменьшение численности это то, что молодежь уезжает из села, т.к. отсутствует развитая культурно – досуговая инфраструктура в райцентре.

Что же с этим можно сделать? “Шляпа идей” (на партах у каждой группы)

  • Группа 1 составляет оптимистический прогноз.
  • Группа 2 составляет пессимистический прогноз.
  • Группа 3 “Эксперты идей”.

3. Работа с кейсами

(У каждой группы свой кейс, кейс читает каждый.)

“Почему боулинг – клубы не растут так быстро, как цветы?”

В этом году российскому боулингу исполняется десять лет. Сегодня, по имеющимся данным, в 120 странах мира насчитывается около 10 миллионов постоянных игроков в боулинг. В 2005 году насчитывалось 15 тыс. клубов, в 2009 году уже 8 тысяч боулинг – клубов. Снижение интереса к боулинг – клубам в Москве, Санкт – Петербурге и других крупных регионах, зафиксировано специалистами. Одновременно с этим зафиксирован рост интереса в провинции, особенно среди молодежи. Социологический анализ выявил интерес к этой форме у молодежи в возрасте от 14 лет до 25 лет.

Проведя социологический опрос на тему “Что необходимо сделать, чтобы молодежь не покидала Клявлинский район?”, выявил следующую картину:

26% – за построение “Ледового Дворца” или катка
24% – за открытие “Боулинг – клуба”
18% – за открытие “Аквапарка”
13% – за открытие кинотеатра
12% – за открытие учебных заведений
5% – за открытие театра
2% – за открытие “ Макдональдса”

Боулинг может выйти из моды, но не скоро. В регионах желающим поиграть в боулинг пока что приходится бронировать дорожки за неделю.

Заполняемость одной дорожки составляет шесть-восемь часов в сутки, а стоимость часа игры колеблется у отметки 800 рублей в выходные и праздники. В будни и дневное время по 150–300 рублей. За 156 удачных дней в году (пятница, суббота и воскресенье) одна дорожка приносит владельцам 748,8 тысячи рублей. Тем временем только за аренду такого помещения владельцу придется заплатить 200 тысяч в год. В итоге совокупные затраты на открытие клуба достигнут примерно 1 миллиона, а окупятся вложения лишь за три года.

Лучше всего с боулингом сочетаются бильярд, караоке, дискотека. Если инвестор построит просто боулинг без дополнительных развлечений, вряд ли клиенты будут приходить в такой центр. Кроме того, повысить доход можно за счет проведения в клубе дополнительных мероприятий. В клуб приходят отдохнуть и провести время всей семьей. Это в первую очередь торговые центры. Молодежная спортивная концепция органично впишется в состав спорткомплексов, фитнес-центров, крытых катков, бассейнов, альпинистская стенка, американский бильярд и т. д. Главное, чтобы у боулинга было понятное людям “лицо” и формировалась постоянная аудитория, а для этого уже на стадии проектирования нужно знать, для кого он создается.

Технические и финансовые характеристики боулинг – клуба: объем инвестиций от 1 миллиона. Сроки окупаемости: два-три года – локальный боулинг-клуб. Необходимая площадь от 800 кв. м. Годовой доход до 43,3 миллионов рублей. Стартовые вложения в клуб площадью 1 тысяча кв. м с 15 дорожками– 1,5 миллиона долларов, аренда 200 тысяч рублей в год; оборудование (срок службы – 20–25 лет), (стоимость одной дорожки составляет 30–45 тысяч рублей); реклама и маркетинг 300 тысяч.Требования к помещению: 35–45 м, ширина на каждые две дорожки – 3,51 метра, высота потолков – не менее трех метров.

Вопросы к кейсу.

  • Сформулируйте проблему.
  • Что необходимо построить в Клявлино, по наибольшему числу ответов, для удержания молодежи в райцентре?
  • Почему регионы – основной двигатель развития боулинга в России?
  • Почему боулинг – клубы не растут так быстро, как цветы?

Методические материалы по работе с кейсом.

  • Прочитайте внимательно кейс.
  • Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
  • Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя после каждого ответа место для возможного другого варианта ответа.
  • Каждая группа выбирает одного представителя, который будет выступать с ответом.
  • Все группы внимательно слушают и записывают те варианты ответов, которых у них нет. У каждой группы может быть своя ключевая проблема по данному кейсу.
  • После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.

Инструкции оценивания группы.

  • Работа с листами самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Можете обсудить в группе и оценить каждого индивидуально: самому активному участнику в группе 5баллов, а кто высказывал своё мнение, но был не уверен в его правильности – 4 балла, высказывал ошибочные мнения 3 балла, вообще не принимал участия в дискуссии –2 балла.
  • Оценка участников группы экспертами.

4. Дискуссия по анализу кейса

5. Оценка работы учащихся

Работа с листами взаимоконтроля и самоконтроля. Комментарии учащихся по листам взаимоконтроля и самоконтроля. Оценка работы групп “экспертами”.

Лист взаимоконтроля и самоконтроля

Фамилия, Имя _________________________
Виды деятельности Самооценка Оценка группы
Полнота и четкость ответов.
Выполнение работы с кейсом. Выявление проблем и путей их решения.
Формулировка выводов.
Работа в группе.
   

6. Рефлексия

Что на уроке больше всего понравилось?_________________________

Что было самым трудным?_____________________________________

Насколько полученная информация вам полезна?__________________

“Почему Ледовые Дворцы спорта не растут так быстро как грибы?”

Главная задача областной администрации создать все условия, чтобы наши дети выросли здоровыми и образованными, тогда все задачи нам будут по плечу. Необходимо взять курс на создание условий для активного отдыха и проведения досуга. Проведя социологический опрос на тему: “Что необходимо сделать, чтобы молодежь не покидала Клявлинский район?”, выявил следующую картину: 26% – за построение “Ледового Дворца” или катка, 24% – за открытие “Боулинг – клуба”, 18% – за открытие “Аквапарка”, 13% – за открытие кинотеатра, 12% – за открытие учебных заведений, 5% – за открытие театра, 2% – за открытие “ Макдональдса”.

Коньки, каток, хоккей… Эти слова сегодня самые популярные. Хочется верить, что такое начало будет иметь хорошее продолжение, и на Клявлинской земле вырастут подающие надежды хоккеисты, конькобежцы, фигуристы. Спортом нужно заниматься всем: для здоровья полезно и отдых увлекательный, лучше, чем дома перед телевизором сидеть. Лёд ежедневно смогут посещать около тысячи человек. Каток работает с 15.00 до 22.00 часов в будни, и с 10.00 до 22.00 по выходным. Стоимость входа всюду одинакова – 20 рублей, прокат коньков – 30 рублей в час. В вечернее время катки, конечно же, будут освещаться. Чтобы веселее было кататься, на катках будет играть музыка – чем не “Танцы на льду”!? Коньков хватит на всех. Коньки в наличие есть, но их быстро разбирают – не перевелись ещё Золушки и великаны. В выходные дни каток может принять около 3000 человек. Проблема со скамейками, где можно переобуться, тоже решена. На льду не замёрзнешь, не зря говорят – горячий лёд. Но для всех, кто захочет подкрепиться, будут работать буфеты. Спиртных напитков, конечно же, нет, но чаем и кофе согреться может каждый. Кроме шоколадок, продается горячая выпечка. Общая площадь спорткомплекса более 4,5 тысяч квадратных метров, размер ледового поля составляет 1800 кв.м. База соответствует всем требованиям. Теперь могут проводиться ледовые соревнования всероссийского уровня, все технические условия для этого есть. Наконец дети, живущие в маленьких городах, смогут получить равные шансы с жителями столицы и участвовать в олимпиадах. Подготовка и строительство данной ледовой площадки шла в основном благодаря доброй воле ряда предпринимателей, которые бесплатно выделили необходимые строительные материалы, а также приложению рук большого числа бескорыстных энтузиастов. Всё это стало возможным благодаря огромному желанию и действенным усилиям районной администрации городского поселения, ряда индивидуальных предпринимателей, местного отделения МЧС и, конечно же, многих по-настоящему неравнодушных энтузиастов. Справка: Здание катка состоит из одноэтажной ледовой арены со зрительскими трибунами на 200 посадочных мест, а также пристроенных двухэтажных технических, административно-бытовых помещений. Общая площадь спорткомплекса более 4,5 тысяч квадратных метров, размер ледового поля составляет 1800 кв.м. Обошелся спортивный комплекс в 120 миллионов рублей. Финансирование осуществлялось за счет средств местного бюджета муниципального района и субсидий из краевого бюджета в рамках реализации краевой целевой программы “Развитие физической культуры и спорта”. В строительстве катка приняли участие наши местные предприятия, помогли и спонсоры-предприниматели. Раз каток стандартный, здесь есть все: высокие металлические заградительные сетки, удобные трибуны для зрителей, места для спортсменов, судейская кабинка, конечно, площадка подо льдом, заасфальтирована, есть ночное освещение, ведь тренировки и игры идут допоздна. Пожалуй, нет семьи, где не было коньков.

Вопросы к кейсу.

  • Сформулируйте проблему.
  • Что необходимо построить в Клявлино, по наибольшему числу ответов, для удержания молодежи в райцентре?
  • Катки необходимо открывать только в крупных городах России?
  • Почему Ледовые Дворцы не растут так быстро, как грибы?

Методические материалы по работе с кейсом.

  • Прочитайте внимательно кейс.
  • Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
  • Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя после каждого ответа место для возможного другого варианта ответа.
  • Каждая группа выбирает одного представителя, который будет выступать с ответом.
  • Все группы внимательно слушают и записывают те варианты ответов, которых у них нет. У каждой группы может быть своя ключевая проблема по данному кейсу.
  • После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.

Инструкции оценивания группы.

  • Работа с листами самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Можете обсудить в группе и оценить каждого индивидуально: самому активному участнику в группе 5баллов, а кто высказывал своё мнение, но был не уверен в его правильности – 4 балла, высказывал ошибочные мнения 3 балла, вообще не принимал участия в дискуссии – 2 балла.
  • Оценка участников группы экспертами.

Дискуссия по анализу кейса.

Оценка работы учащихся. Работа с листами взаимоконтроля и самоконтроля. Комментарии учащихся по листам взаимоконтроля и самоконтроля. Оценка работы групп “экспертами”.

Фамилия, Имя ________________________________
Виды деятельности Самооценка Оценка группы
Полнота и четкость ответов.
Выполнение работы с кейсом. Выявление проблем и путей их решения.
Формулировка выводов.
Работа в группе.
   

6. Рефлексия

Что на уроке больше всего понравилось?_________________________
Что было самым трудным?_____________________________________
Насколько полученная информация вам полезна?

7. Закрепление

  1. Подумайте, почему из села уезжает молодежь? (не развита культурно-досуговая инфраструктура).
  2. Что должно сделать государство и администрация района для претворения в жизнь ваших мини – бизнес – планов? (снизить налоги, предоставить льготы, по возможности оказать помощь различных организаций района).
  3. Вы можете отправить свои предложения и бизнес – планы на сайт администрации района, зам. главы по социальным вопросам, в центр “Семья”, в отдел по работе с молодежью и др. общественные организации. Запишите их сайты (на доске).

8. Подведение итогов

9. Домашнее задание

Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.