Нетрадиционные уроки – эффективное средство, повышающее качество обучения и мотивацию к изучению иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Проблема как повысить эффективность обучения в школе является ключевым моментом в Российской педагогической науке в настоящее время. Ведь что мы видим сегодня?

В современном обществе утрачиваются такие ценности как образованность и интеллигентность. Получить прочные фундаментальные знания для большинства молодых людей не является задачей первостепенной важности. Во главу угла ставятся материальные ценности.

И вот в этом случае роль учителя как проводника всего истинно ценного, крайне важна. Ведь что такое деньги и слава, это как дымка поутру над травой мы говорим: «Ах, какая красота», но она постоит, постоит и исчезнет, и ты даже не успеешь насладиться ею, а знание опыт и человеческая мудрость – вот истинное богатство, которое на протяжении веков передаются из поколения в поколение.

Понимая всю важность данного вопроса, учитель не имеет права на проявление формализма и примитивности в своей работе. Этому же способствует и растущий интерес в обществе к изучению иностранных языков. Социальный заказ в этой области очень высок. Таким образом, методы работы, при которых учитель выступает в роли только лишь источника информации, а ученик пассивного потребителя не отвечают требованиям современной школы. Перефразируя знаменитые слова В.И.Ленина, мы можем сказать: «Учитель уже не может работать по- старому, а дети не хотят учиться по- старому».

Оказавшись в такой по настоящему революционной ситуации, педагоги должны искать и применять новые формы и методы работы, при которых ученик вступает в сотрудничество, как с педагогом, так и с классным коллективом и проявляет в полной мере свои личностные качества, творческие способности.

Одним из наиболее эффективных средств повышения качества обучения иностранным языкам является использование методики нетрадиционных уроков, которая в последнее время активно используется многими учителями. Это показывает ее актуальность и востребованность.

Преимущества нетрадиционных уроков:

  • Вызывают безусловный интерес у учащихся, побуждают творческую активность.
  • Расширяют кругозор учащихся; улучшают их знания, как языковые, так и страноведческие.
  • Учат опираться на полученный ранее опыт из других областей знаний.
  • Развивают самостоятельность, вселяют веру в свои силы.

Как правило такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке и при посильном участии всего класса. Широко используются средства слуховой и зрительной наглядности, моделируются ситуации близкие и интересные учащимся. Обеспечивается деловая , рабочая атмосфера, при минимальном участии учителя.

Виды нестандартных уроков:

  • Урок с использованием интернета
  • Метод проектов
  • Видеоурок
  • Урок – экскурсия
  • Урок – спектакль
  • Урок – праздник
  • Урок – интервью
  • Интегрированный урок
  • Урок – соревнование
  • Театрализованный урок
  • Урок – деловая игра и др.

Рассмотрим для примера проектную методику и её положительный эффект при изучении иностранных языков.

  1. Помогает развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы... Если ученик получит в школе исследовательские навыки, научится ориентироваться в потоке информации, анализировать ее и делать выводы, то в силу своего более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
  2. В различных формах наглядности можно дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя. Даже неудачно выполненный проект имеет большое педагогическое значение. Осознав свои ошибки, ребенок испытывает желание устранить недочеты и добиться положительных результатов.
  3. Проектная методика обладают широкими возможностями развития творческих способностей, эстетических интересов учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.
  4. Позволяет решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебного процесса в условиях коллективного обучения, формирует навыки работы в команде, что вырабатывает конструктивное критическое мышление, которому трудно научить на обычном уроке.
  5. И наконец, демонстрация проектов требует пристального внимания (сосредоточенности) учащихся, когда перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.

К тому же метод проектов кардинально меняет роль учителя и ученика. Самое сложное для учителя это роль независимого консультанта, когда он только лишь отвечает на вопросы учащихся и помогает снять возникающие по ходу работы трудности. Ученики выступают на данном этапе активными участниками процесса, а не статистами. Они учатся работать по-новому, самостоятельно обозначать проблему и отбирать необходимую информацию для ее решения.

Кроме того метод проектов позволяет детям выработать и некоторые личностные качества. которые развиваются лишь в деятельности это умение работать в коллективе, способность ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, личное время интересам общего дела.

Таким образом, здесь в полной мере реализуется личностно ориентированный подход в обучении на принципах сотрудничества, что является основополагающим в современной педагогической науке.