Проектирование системы уроков математики и внеклассных мероприятий

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д.Пойя

Предлагаю вашему вниманию выдержки из методической разработки темы: «Проектирование системы уроков математики и внеклассных мероприятий по формированию математической компетентности учащихся сельской школы». Полностью работу можно посмотреть по ссылке: http://www.proshkolu.ru/user/nvu

Глава 1. Проектирование в образовании: необходимость и реальность

Наступила пора радикальных изменений образова­тельной политики в стране, решительной модернизации учебного процесса. Не вызывает сомнений, что ведущая роль в этой работе должна быть доверена учителю. На повестке дня целый ряд актуальных задач: модернизации методичес­кой системы обучения, разработка технологий проектиро­вания различных педагогических объектов, от которых зави­сит модернизация учебного процесса.

Специально проведённая ди­агностика учителей школ (данные взяты из статьи «Проектирование в образовании: необходимость и реальность» О.Е. Ломакиной), колледжей и вузов показали, что 38% учителей не проявляют интереса к проектированию учебного процесса по различ­ным предметам и используют стереотипные подходы к ор­ганизации учебно-воспитательного процесса, 19% школь­ных учителей признались, что побаиваются использовать проектирование и конструирование в собственной профес­сионально-методической практике, 12% учителей объясни­ли, что у них нет желания «проектировать что-либо из-за от­сутствия материального стимула».

Такое положение дел объясняется некомпетентностью, возникающей в ре­зультате недостаточного стремления ряда учителей повы­шать уровень своего профессионализма, проектировать собственную методическую систему обучения учебному предмету.

Средством продвижения новых идей и утверждения нового знания может стать особого рода теоре­тическая деятельность постро­ения новых знаковых моделей, она позволит снять парадоксы пока ещё характерные для нынешнего состояния знания и мышления, а к тому времени уже докажет свою эффектив­ность или несостоятельность построенная модель ис­следуемого объекта. Такую дея­тельность принято называть проектированием.

Профессиональная дея­тельность учителя представля­ется как моделирование всего процесса обучения, так и состав­ление плана урока. Проект — это индивидуальное представле­ние учителя о его собственной будущей деятельности, в то время как план В.В. Краевский рассматривает его как форму фиксации проекта.

В педагогической тех­нологии В.М. Монахова форма фиксации проекта даётся канонически в виде техноло­гической карты и информаци­онной карты урока. Содержание деятельности проектирования и планирования при подходе В.В. Краевского практически совпадает. Основное на­значение педагогического про­ектирования — не в составлении плана деятельности учите­ля на уроке, а в разработке ло­гической структуры учебно-воспитательной деятельности учащихся, что становится целе­вой основой проектировочной деятельностиучителя.

Существует ещё несколько исследователь­ских подходов в логике педагогического проектирования.

Логика технологического проектирования, по мнению М.В. Кларина, заключается в следующем:

  • подготовка целей и их максимальное уточнение, формулировка целей с ориентацией на достижение резуль­татов,
  • подготовка материала, средств и организация хода обучения в соответствии с целями;
  • оценка текущих резуль­татов, коррекция обучения;
  • анализ и заключительная оценка результатов

Н. А. Алексеев предлагает схему педагогического проек­тирования в рамках личностно ориентированного подхода:

  1. определение цели про­ектирования (целеполагание);
  2. выяснение системы пе­дагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка);
  3. описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния);
  4. фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц пе­дагогического мышления для при­нятия решений по созданию проекта (рефлексия);
  5. выдвижение гипотез о ва­риантах достижения цели и оценка вероятности их дости­жения в конкретных условиях (прогнозирование);
  6. построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование)
  7. построение методики измерения параметров педагогиче­ского объекта (экстраполирующий контроль);
  8. реализация проекта (вне­дрение);
  9. оценка результатов осу­ществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавши­мися (оценивание);
  10. построение оптимизиро­ванного варианта конкретного педагогического объекта (кор­рекция).

Метод педагогики, наибо­лее адекватно выражающий природу образовательно-воспитательного процесса в со­временном обществе, есть ни что иное, как вероятностное прогнозирование. Таким образом, гипотетико-модельное обосно­вание педагогического знания и базирующейся на нём дея­тельности методически связано с системным подходом.

Глава 4. Проектирование системы уроков по математике

4.1. Этапы проектирования системы уроков по теме

Каждый учитель начинает новый учебный год, имея рабочую программу. При проектировании системы уроков создается тематическое планирование или тематический план. Тематический план может быть представлен в виде таблицы:

Наименование темы уроков Число часов Дата проведения Повторение Учебное оборудование Типы уроков

Проектирование системы уроков основано на логико-дидактическом анализе учебного материала темы.

Логико-дидактический анализ темы:

  1. определение целей обучения;
  2. логический и методический анализ;
  3. дидактический анализ.

На основе логиго-дидактического анализа создается технологическая карта системы уроков, включающая в себя:

Блок 1. Целепологание.

Назначение этого блока состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений.

Здесь составляется:

  1. таблица целей (указывается образовательная цель каждого урока в данной теме), ставятся развивающие цели и воспитательные цели к целой теме;
  2. определяется содержание основных знаний и умений учащихся, формируемых при изучении данной темы;
  3. итоговые уровни сформированности этих знаний и умений, обязательные для каждого учащегося оформляются в виде таблиц «Карта контроля уровня обученности учащихся»

Блок 2. 0тбор содержания системы уроков.

Этот блок проектируется на основе логико-методического анализа темы. Логико-методический анализ - это установление логической организации учебного материала темы и выяснение основных математических и методических идей, заложенных в ее содержании. Здесь необходимо выполнить следующие действия:

  • основательно изучить содержание пунктов (параграфа) учебника, относящихся к теме. Выделить все встречающиеся в нем символы, обозначения, термины и понятия; факты и математические предложения в виде аксиом, теорем, признаков, свойств, законов, формул; указания, алгоритмы и правила их применения; математические доказательства. Выяснить происхождение, правильную запись и чтение символов, обозначений, терминов. Проверить, какие из встречающихся понятий являются основными; какие могут быть определены в изучаемом курсе, но не определяются в соответствии с дидактическими принципами обучения; какие понятия определяются. (Таблица №1).
  • Решить все задачи по данной теме. Распределить их по блокам (Таблица №2)
Упражнения, связанные
С усвоением вновь вводимых символов, обозначений, понятий С непосредственным применением изучаемой теоремы, правила, формулы С использованием новых приемов решения задач в совокупности с ранее изученным материалом
  • Выявить материал, подлежащий усвоению как на обязательном уровне подготовки, так и на уровне возможностей. Разобраться с методической характеристикой содержания материала, пояснениями и комментариями к нему, особенностями изучения, возможными подходами к его изложению и закреплению. Определится с образцами оформления записей. Подобрать различные системы дополнительных заданий: контрольные вопросы, устные упражнения, математические диктанты, тесты. (приложение к теме).
  • Дифференцировать содержание учебного материала с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности наиболее подготовленных учащихся и оказания помощи слабоуспевающим. (приложение «Карточки для коррекции знаний»).

Блок №3. Дидактический анализ темы.

Проектирование данного блока осуществляется на основе дидактического анализа и включает в себя:

  • Выбор учебно-познавательных действий в соответствии с поставленными целями;
  • Отбор методов, приемов и средств обучения;
  • Определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся;
  • Выявление путей дифференциации обучения с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их математической подготовки, способностей и склонностей, психологической готовности к самостоятельной деятельности.

Подготовленный материал оформлен в виде матричного плана и сетевого плана, технология АСО Границкая А.С.

Сетевой план позволяет перейти к управлению всей самостоятельной работой учащихся на уроке и дома. Он содержит информационную карту каждого урока темы.

Блок №4. Информационная карта урока. (или технологическая)

Представляет собой проект отдельного урока и представляется в виде таблицы:

Блоки Содержание учебной деятельности и средства Методы обучения Формы учебной деятельности Учебные задания Прогнозируемые ситуации
           

Проект урока по теме «Взаимное расположение графиков линейной функции относительно осей координат и относительно друг друга» представлен в приложении.

Технологическую карту смотри в приложениях (№5).

4.2. Влияние проекта на достижение учащимися образовательного стандарта

Технология проектирования учебного процесса обладает условием, отличающим ее от традиционной системы организации обучения: это гарантированность планируемого результата на всех этапах организации учебного процесса.

Целью моей работы было, используя технологию проектирования темы целиком, создать условия для достижения образовательного стандарта каждым учеником класса. Какие результаты были получены.

Реализация проекта проходила в 7 классе, общее количество учащихся 15 человек. 50% учащихся имеют уровень развития средний и выше среднего, 50% низкий. Анализ контрольных работ показал, что на контрольной работе №3, которая входит в проектируемую тему, количество учащихся, не достигших уровня образовательного стандарта, уменьшилось по сравнению с контрольными работами №1 и №2, которые проводились при традиционной системе обучения и составило 20% по сравнению с 33% от общего количества учащихся.

При традиционной системе обучения распространена схема «контроль-оценка», более редко «контроль-коррекция-оценка», в настоящее время эта схема характеризуется низкой эффективностью, так как из нее выпадает ключевое слово диагностика-«это установление факта соответствия знаний учащихся требованиям стандарта». При проектировании системы уроков диагностика планируется на всю тему. Ребятам заранее известны образцы самостоятельных работ. Оговаривается условие, что оценка за диагностику может быть исправлена в течение определенного промежутка времени. Диагностика (самостоятельная работа) – дифференцирована: задания на уровне образовательного стандарта; задания на повышенном уровне. Такие подходы помогли решить ряд проблем. Повысилась мотивация ребят, так как появилась возможность работать в своем темпе, на своем уровне, работать с опережением, что вызвало интерес у сильных учащихся. Пропал страх что-то не успеть, получить плохую оценку, снизилась напряженность ребят перед контрольными работами. Схема «диагностика – коррекция – контроль – оценка» на всех этапах обучения, позволяет устранить пробелы в знаниях и умениях учащихся сразу, не накапливая их до размера «снежного кома».

Увеличилась доля самостоятельной работы на уроках, разнообразились виды и формы деятельности учащихся. Ребята учатся приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, что способствует формированию у подростков системы самоуправления.

Заключение

Использование в практике своей работы технологии проектировании системы уроков позволяет мне сделать некоторые выводы:

  1. Данная технология способствует достижению большинством учащихся образовательного стандарта по математике.
  2. Увеличение доли самостоятельной работы, включение учащихся в активную деятельность, овладение ими способами самоконтроля, взаимоконтроля способствует формированию системы самоуправления подростков.
  3. Наглядное видение проекта всей темы уроков снижает перегрузку учащихся, позволяет облегчить подготовительную деятельность учителя.
  4. Открытость и дозированность учебного материала способствует индивидуализации процесса обучения.
  5. Домашняя работа стала неотъемлемой частью самостоятельной классной работы, причем задача усвоения материала не переносится на дом, а решается на уроке, не допуская перегрузки учащихся.
  6. Технология проектирования темы уроков облегчает подготовительную деятельность самого учителя, снижая ежедневные перегрузки.
  7. Технология проектирования темы уроков делает учебную деятельность большинства учащихся доступной и посильной, а в условиях сельской малокомплектной школы возможным становится обучение учащихся по личным траекториям обучения

Согласно этому, считаю, данную технологию полезной и предполагаю дальнейшее ее применение в своей педагогической практике.

Познакомиться с одним из проектов мною созданных можно в приложении 1, при разработке внеклассных мероприятий по теме можно использовать ребусы и кроссворды приложения 2.

Приложение 1 (проект изучения темы «Проект изучения темы «Функции»)

Приложение 2 (Кроссворды, ребусы)

Приложение 3 (План метод. разработки)

Литература

  1. А. Дахин Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. – 2004, № 4
  2. О.Е. Ломакина «Проектирование в образовании: необходимость и реальность». – М., 2001
  3. О. Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М., - Просвещение. - 2003
  4. Знаменская О. и др. Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников. // Директор школы. – 2006, №5.
  5. В.М. Малахов и др Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта . М., 2002
  6. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М., - Народное образование, 1998