"Осень на опушке краски разводила"

Разделы: Работа с родителями


Цель: создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями.

Задачи:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии.
  • Создать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у родителей.

Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность и эстетическое формирование базиса его личностной культуры.

Художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить – шаг за шагом, от простого к сложному. Эта миссия возложена, конечно, не только на педагогов, но и на родителей. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарование детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в мире. Семья является той ареной, среди которой формируется и развивается ум, вкусы, интересы.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим  «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на стекле и т. д.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными средствами и способами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности. В тот момент можно познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками рисования: рисование поролоном, штрихом, солью, монотопия,  кляксография, ожившие предметы, шаблонография, раздувание краски и т. д.

Мы с вами, уважаемые родители остановимся на нетрадиционной технике рисования – печать листьев.

Данное занятие проводится только с родителями.

Цель занятия:

  • Дать родителям информацию о том, какие методы и приемы используются на занятии.
  • Ознакомить родителей с одним из видов изобразительной техники – «печать листьев».
  • Развивать видение художественного образа и замысла через природные формы.

Наглядные пособия и материалы:

  • листья разных пород деревьев (2-3 вида);
  • альбомный лист, размер А4;
  • набор гуашевых красок;
  • кисть;
  • стаканчик с водой;
  • салфетка.

Методы и приемы:

  • объяснение;
  • показ;
  • наглядность;
  • художественное слово.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть

Педагог предлагает послушать сказку  о листике:

«В одном парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит,  идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил  он листочек и понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком».

Педагог: Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода, чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.
Глядя на эту картину и наблюдая за природой, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Как обидно

Осень длинной тонкой кистью                         Надул, надул, надул.
Перекрашивает листья.                                     И на деревья пестрые
Красный, желтый, золотой –                            Подул, подул, подул!
Как хорош ты, лист цветной!..                         Красный, желтый, золотой…
А ветер щеки толстые                                       Облетел весь лист цветной!..

 (И.Михайлова)

Педагог: В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вряд ли найдете два совершенно одинаковых. Каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

Родители рассматривают листья. Выбирают понравившиеся.

II. Практическая часть

  • Взять любой понравившийся листок, покрыть его краской (желтой, зеленой, красной и т.д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.
  • Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет не четким, смазанным.
  • Затем взять листок за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
  • Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
  • Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

III. Итог занятия

У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики  - отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
Данную работу вы можете проделывать с детьми в домашних условиях.