Становление личности ребенка в условиях семьи и социально-реабилитационного центра "Полярная звезда"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных детей, попадающих в детские дома, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (около 90%) социальные сироты, т.е. дети, имеющие живых родителей.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Приобщение ребёнка к общественным нормам и правилам поведения происходит через различные социальные институты: такие как семья, образование, культура, религия.
Однако кризисные явления в семейной жизни современной России (нестабильность социально-экономического положения, рост тревожности и агрессивности, проявления насилия по отношению к детям и т.д.) приводят к тому, что дети становятся жертвами социализации. И обязанность их обучения, воспитания накладывается на специальные учреждения.
Наш социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда» ведет социально-педагогическую деятельность для детей лишённых родительского попечения, т.е. деятельность, направленную на социальную защиту, социализацию ребёнка и способствующих решению индивидуальных проблем конкретного ребёнка.

В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей, социальный педагог, психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по труду и физической культуре, администрация.

Основными задачами социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот являются: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья; оказание им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно-ориентированных жизненных планов; профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков; способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создание благоприятных условий проживания и развития детей.

С учётом целеполагания и постановки задач, можно выделить несколько направлений в социально-педагогической работе с воспитанниками нашего Центра:

  • Формирование развивающей среды для успешной социальной реабилитации и адаптации воспитанников с учётом их возрастных и психологических особенностей;
  • Формирование системы личной гигиены, самообслуживающего труда;
  • Формирование системы положительно-ориентированной школьной мотивации;
  • Формирование системы духовно-нравственного воспитания;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Современное экологическое воспитание;
  • Формирование основ коммуникативной культуры;
  • Формирование нравственных качеств

Не секрет, у нас в отделении, и вообще в заведения подобно нашему Центру, сконцентрированы дети, имеющие различные проблемы развития: ослабленное физическое здоровье, задержки психического развития, социально педагогическую запущенность, девиантное поведение до поступления в Центр, отставание в развитии речи и др.

Поэтому, очень важно получить результат своей работы именно в повышении уровня развития различных умений и навыков у воспитанников. Это важно даже не столько для специалистов, хотя и для нас жизненно видеть продуктивность своей работы, т.к. понимаешь всю ответственность того, что делаешь, сколько для самих детей.

Естественно, что не множественность воспитательных воздействий само по себе, а содержание этих воздействий, правильная организация заботы о ребёнке, всей среды обитания определяют результаты воспитания. Компенсировать, чего лишён ребёнок без семьи, полностью нельзя, но можно создать развивающую предметно-игровую среду, которая поможет найти психологически наиболее верные условия для взаимодействия ребёнка со взрослым и психологического его сопровождения.

Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога воспитателя, психолога с детьми, имеющими какие – либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Технологии работы с неблагополучной семьей состоят из нескольких уровней и используются специалистами Центра.

Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. Что строится на принципе предоставления достоверной информации.

Диагностический уровень. Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методические принципы:

– объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делающий ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту;
– множественность источников информации;
– достоверность информации;
– клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этнические принципы:

– конфиденциальность;
– степень открытости – право клиента;
– невмешательство в частную жизнь.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения.

Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работыс родителями или с ребенком используются несколько технологий.

Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы с семьёй, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – психологическую, образовательную и др.

Серьезным испытанием для ребёнка является разрыв семьёй, это проявляется тяжелейшим эмоциональным стрессом. Новые условия жизни обостряют депривацию, дети становится особенно раздражительными, угрюмыми, заторможенными, часто замыкаются в себе, отказываются от общения с окружающими людьми. Они временно теряют раннее приобретенные навыки элементарного самообслуживания, умение выражать свои просьбы, рассказывать, проявлять зачатки ролевой игры. Успешная работа с семьями воспитанников обязательно предполагает личные контакты родителей со специалистами учреждения в виде индивидуальных бесед, консультаций которые помогают установить непосредственный контакт, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного решения проблем семьи (Приложение 1).

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребенок делает что-то не то, не слушается?

Поскольку наши воспитанники проходят реабилитацию в нашем Центре, и задача специалистов заключается в том, чтобы максимально развить заложенные природные задатки каждого ребёнка в определенных видах деятельности. Наши воспитанники характеризуются неадекватной самооценкой: либо завышенной, либо заниженной.

Страшнее выглядит положение у детей с заниженной самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характеристика для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи ребят, как правило, наказывают, унижают: «Ничего ты делать не умеешь!» Такие дети на вопросы специалистов отвечают тихо и глухим голосом, неуверенно. Эти дети менее других социально приспособлены (Приложение 2).