Программа "Здоровье"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. 

У учащихся и их родителей, педагогов  не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Данные Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.

Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%, а старше 14 лет – на 31%. Специалисты отмечают, что наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования.

Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность нашей школы программы «Здоровье», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.

В Едяйской средней школе ежегодно проводится медосмотр школьников специалистами из улуса: невропатологом, педиатром, окулистом, хирургом. Медосмотр проходят все учащиеся с 1 по 11 класс, охват составляет 100%. По результатам медосмотра видно, что наиболее часто встречаются болезни эндокринной системы, в т.ч. зоба I-II степени и болезни постно-мышечной системы. Число состоящих на диспансерном учете не изменилось, 19 учащихся, что составляет 33% от общего количества учащихся.

Провели оценку состояния здоровья учащихся. И вот какой грустный факт выявили:

  • I группа здоровья, т.е. ребята, не имеющие отклонений – 3%;
  • II группа здоровья, имеющие отклонения в здоровье – 64%;
  • III группа здоровья, учащиеся с хроническими заболеваниями – 33%.

В последние годы по всей республике и стране увеличивается количество детей, имеющих отклонения в здоровье и детей с хроническими заболеваниями.
Для сохранения  здоровья учащихся в школе ведется  целенаправленная профилактическая работа, в частности в прошлом учебном году была организована йодопрофилактика школьников с 1-11 классы йодомарином 100х1 раз в день в течение 3 месяцев за счет бюджета школы. Также проводится С-витаминизация I блюда горячего питания. Ежегодно проводится флюрообследование подростков, охват составляет 100%. Согласно национальному календарю прививок в течение года все учащиеся школы получили плановые профилактические прививки.

Медработникам школы проводится санитарно-просветительная работа: проведено 5 лекций с учащимися, 104 индивидуальных бесед и совместно учащимися выпущено 5 санитарных листков. С 2008-2009 учебного года учащихся с 5 по 11 класс распределили по 7 группам (распределили по показателям заболеваемостей) и вели занятия ФОЗД (физкультурно-оздоровительная деятельность)  именно по виду заболеваемости:

2 группы – (мл., ст.) учащиеся с болезнями дыхательных путей.
2 группы – (мл., ст.) учащиеся с аномалиями или искривлениями позвоночника.
2 группы – (мл., ст.) основная группа.
1 группа – специальная группа.

ФОЗД в начальных классах ведется в форме подвижных игр.

Проводим Дни здоровья, традиционным стало проведение осеннего кросса, весеннего кросса  в День Пионерии, тур.походы и общешкольный тур. слет. Классными руководителями проводятся классные часы, беседы с участием психолога, медработника.  Работают элективные курсы «Валеология» для 5-6 классов, «Я и мир вокруг меня» для подростков, «Твое здоровье» для начальных классов. Стремимся выносить уроки физкультуры  осенью и весной на природу, на свежий воздух.

Паспорт программы «Здоровье» на 2010-2015 годы

Наименование Программы: программа «Здоровье» (программа деятельности общеобразовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни)

Разработчик Программы:

Егоров Юлиан Юрьевич – учитель физической культуры, ОБЖ, ФОЗД (физкультурно-оздоровительная деятельность)
Муниципальное образовательное учреждение Едяйская средняя общеобразовательная школа.

Цели Программы:

  • Сохранение здоровья детей и педагогов.
  • Разработка и реализация путей здоровьесберегающей педагогики в школе.
  • Вовлечение детей и подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность
  • Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

 Задачи:

  • сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;
  • сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;
  • обучить  учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями трудностями;
  • формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.

Основные мероприятия Программы:

  • Внедрение технологий профилактики заболеваемости детей.
  • Повышение квалификации педагогических работников по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей через семинары.
  • Педагогические, просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия со школьниками.
  • Укрепление материальной базы муниципальных школы с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Организация пропаганды среди родителей (законных представителей)  знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.

Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы.

Перечень направлений  деятельности по здоровьесбережению:

  • Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
  • Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
  • Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
  • Совершенствование системы физического воспитания.
  • Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
  • Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Широкое использование программ образования в сфере образования.
  • Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
  • Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка.
  • Организация работы по укреплению здоровья учителей.
  • Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
  • Проведение мониторинга здоровья.

Этапы реализации программы:

Название этапа Содержание работы
I этап. Ориентировочный

2010-2011 учебный год

– совершенствование нормативно-правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на оздоровления учащихся;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на оздоровления учащихся.
II этап. Основной

2011-2012 учебный год

– Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
– Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на  укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка.
– Организация работы по укреплению здоровья учителей.
– Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
III этап. Завершающий

 2012-2013 учебный год

– Проведение мониторинга здоровья.обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.

Критерии оценки эффективности программы:

  • количество пропусков уроков по причине болезни;
  • охват горячим питанием;
  • вовлеченность детей в спортивные секции;
  • количество детей в основной группе здоровья;
  • участие в районных и областных соревнованиях;
  • данные диагностики вредных привычек;
  • степень психологического комфорта учащихся и учителей;
  • удовлетворенность родителей деятельностью школы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Законодательные и нормативные документы для разработки программы:

1. Закон РФ «Об образовании»

– статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…».
– статья 51: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников».

2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2014 года: «…необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

3. Областная целевая программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия)»: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».

Содержание работы по направлениям

1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
Реализация этого направления обеспечивается соблюдением санитарно-гигиенических требований к:
– размещению общеобразовательного учреждения;
– участку общеобразовательного учреждения;
– зданию общеобразовательного учреждения;
– оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
– воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
– естественному и искусственному освещению.
2. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
Оптимизация учебной нагрузки путем рационального составления расписания и рациональной организации урока.
 3. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
Руководство санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания, изготовлению в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов, к организации рационального питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях
4. Совершенствование системы физического воспитания.
Правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой.
Организация процесса физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Оценка уровня психологического благополучия учащихся по критериям:

– уровень школьной тревожности.
– сформированность учебной мотивации
– социальный статус ребенка в классе (принятые, лидеры, непринятые и отверженные дети).
– индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога.

6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
Использование в образовательном процессе педагогики сотрудничества, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации.
7.Широкое использование программ образования в сфере образования.
Включить вопросы формирования здорового образа жизни в программы преподавания предметов.
Проведение элективных курсов, кружки здоровья
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
Включение в  план воспитательной работы школы, в планы работы классного руководителя,  в учебный процесс мероприятий:
– направленных на расширение адаптационных возможностей организма;
– направленных на снятие зрительного утомления: использование гимнастики для глаз во время уроков;
– для уменьшения статистического напряжения опорно-двигательного аппарата: физкультминутки, подвижные игры.
– направленных на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы: сюжетные физкультминутки, использование функциональной музыки в различных режимных моментах.
9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка.
Проведение лекториев для родителей.
Выступление медработника на родительские собрания.
Просветительская работа через школьную газету «Оскуола аргыhа» и сайт школы.
Вовлечение родителей в участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
10. Организация работы по укреплению здоровья учителей.
Прохождение ежегодной диспансеризации.
Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.
Подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, классных собраний, лекториев.
Организация экскурсий, походов, прогулок.
Пропаганда здорового образа жизни детей и подростков.
Организация интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.
11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
Изучение на курсах повышения квалификации темы  «Образование и здоровье» на кафедре здоровьесберегающих технологий.
Проведение школьных семинаров и педагогических советов по данной тематике.
12. Проведение мониторинга здоровья обучающихся.
Проведение мониторинга по следующим показателям:
Количество обучающихся в разных группах здоровья.
Количество обучающихся с так называемыми основными видами «школьной патологии»:
– нарушениями зрения;
– расстройствами опорно-двигательного аппарата;
– нервно-психическими нарушениями;
– вегетативными расстройствами;
– эндокринными расстройствами;
– патологией органов пищеварения.
3. Количество дней пропущенных по болезни
4. Оценка физической подготовленности 2 раза в год (осень, весна) всех детей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • Снижение уровня заболеваемости учащихся и педагогов.
  • Формирование здорового образа жизни в семье.
  • Улучшение организации питания учащихся.
  • Повышение качества лечебно-профилактических мероприятий. Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ.
  • Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе
  • Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
  • Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
  • Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель"
  • Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.

Приложение