Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Ни для кого не секрет, что использование методов, которые формируют активную и самостоятельную позицию учащихся в учении, развивают познавательную активность и дают хорошие результаты.

В научной литературе встречаются самые разнообразные определения исследовательской деятельности учащихся, но все авторы сходятся в понимании цели исследовательской деятельности школьников. Цель - не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Одни исследователи данного вопроса отождествляют исследовательскую деятельность с учебно-исследовательской, другие - с научно-исследовательской. Я считаю, что в исследовательской деятельности старшеклассников есть место и той и другой. Главное их отличие - в полученном результате деятельности. В учебно-исследовательской деятельности старшеклассниками приобретаются субъективно новые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. В научно-исследовательской деятельности старшеклассников речь идет о получении новых знаний в общекультурном значении. В отличие от научно-исследовательской учебно-исследовательской деятельностью должны заниматься все старшеклассники. Как показывает опыт, во втором случае деятельность может быть ни сколько не проще. Ведь путь, который самостоятельно проходит молодой исследователь, "переоткрывая" какой либо факт, для него может быть столь же сложным, новым и творческим, как и для первооткрывателя.

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. Выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

На уроках развития речи большое внимание уделяю языковому анализу текста, так как это способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока - художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы.

В своей практической работе я применяю методы активизации познавательной деятельности.

Работа над сквозными сюжетами в русской литературе. На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

Использую жанровое разнообразие. Больше всего мне нравятся уроки - литературно-музыкальные композиции. Они составляются учащимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями. Например, урок "Серебряный век русской литературе" в 11 классе.

Это и работа над выразительным чтением (логическое ударение на ключевых словах). И выразительный пересказ, который позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде. И работа над датами (с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве).

Литературное образование учеников не ограничивается только учебными и факультативными занятиями. Целью внеклассной работы является побуждение учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний.

Проектные технологии использую при создании школьной газеты и радио, альманаха авторских стихотворений учащихся, при оформлении стенда для кабинета русского языка.

Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.

Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её - важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Не перестает меня удивлять выполнение заданий такими учащимися, которые, как правило, не отличались активностью в других видах работ. Их находки в дальнейшем (как и рост компетенций) позволяли претендовать на высокую оценку.

В 11 классе уже несколько лет подряд практикую уроки в форме литературных кафе. По Серебряному веку - это целые дискуссии между группами, представляющими различные литературные направления. Чаще собираемся во внеурочное время, подготовленные чтецы представляют творчество поэтов, другие - их работы-манифесты о том, как нужно писать стихи. Результатом является подъем творческой активности самих ребят. Все происходит в располагающей к тому обстановке: столики со свечами, соответствующие эпохи костюмы. В итоге священный огонь творчества передается из рук в руки. Иногда приглашаем младших школьников, они тоже читают стихи.

Это все, конечно, располагает к желанию узнать еще больше об Именах представителей этого периода.

Исследовательская деятельность часто перерастает урок, учащиеся реализуют исследовательский проект с выходом на научно-практическую конференцию школьников. Так произошло с работой учениц по темам "Исследование путевых заметок как жанров художественной публицистики" и "Исследование портретного очерка".

Путевые заметки. Овладение этим жанром позволяет выработать умение анализировать факты, раскрывать их сущность; умение вглядываться и вдумываться в окружающую жизнь. При написании путевых заметок используются разнообразные изобразительно-выразительные средства языка. Ученики создают их в виде дневников, писем, репортажей.

В учебнике под редакцией доктора педагогических наук Разумовской М.М. путевые заметки изучаются как жанр художественной публицистики в 9 классе. В соответствующей главе в упражнениях предлагается ученикам анализ образцов, составление планов к ним и типологических схем. Я с ребятами обратилась к этой теме на год раньше. Руководствуясь тем, что отдельные ученики, заинтересовавшись спецификой жанра, его воздействующей функцией помогут в дальнейшем плодотворной работе всего класса.

Главная трудность - это выбор объекта наблюдения. Основные возражения у ребят всегда одинаковы: нигде не бываю, ничего не видел. Предлагаю самое простое - дорога из дома в школу, несколько остановок в автобусе обычного для них маршрута, лестница в подъезде дома и т.п. Иногда получаются актуальные и интересные работы ("Торопятся:", "Путешествие по этажам:"). Восьмиклассники увидели много проблем нашего города: бездомные животные, мусор во дворах. Самое позитивное - они предлагали пути решения этих проблем.

Второй шаг - продолжение исследования вне урока. Участники факультатива проанализировали ученические работы, выявили плюсы и минусы и подготовили рекомендации для школьников. С этими рекомендациями они познакомили своих одноклассников и учеников параллельных классов. Результат не заставил себя ждать - интересные путевые очерки у большинства учащихся. Ценность и в том, что нет стремления списать, каждый хочет поделиться именно своими наблюдениями. Ну, а девочки-исследователи, систематизировав материал, написали исследовательскую работу и выступили с ней на научно-практической конференции учащихся.

Что меня вдохновляет? То, что дети сами выбирают (находят) интересные темы, поднимают острые проблемы и предлагают проекты их решения.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему студенту.