Реформы Солона и зарождение демократии в Афинах

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока: дать представление о зарождении демократии в Афинах; подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона; обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформы», «законы», «граждане»; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам; продолжить формировать представление об единицах времени, о протяженности исторического времени, развивать умения работать с схемами; продолжить формирование ценностных ориентаций и социальных норм.

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: демократия, реформы, законы, граждане;
  • Причины и значение реформ Солона

Учащиеся должны уметь:

  • на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам; использовать исторические документы как источник знаний.
  • работать с схемами; с текстом учебника,
  • выделять главное в тексте, делать выводы,
  • ориентироваться в историческом времени.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.), схема «Население Аттики в VII в.д.н.э», технологическая карта по теме «Зарождение демократии в Афинах».

Форма урока: Традиционный комбинированный урок закрепления и изучения нового материала

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания и запись нового домашнего задания

II. Изучение нового материала

  • Реформы Солона: добро или зло?
  • Отмена долгового рабства
  • Демос против знати
  • Демократия в Афинах

III. Закрепление пройденного материала

Ход урока: Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания и запись нового домашнего задания (проблема перехода из начальной школы в среднюю- в конце урока не успевают)

  • Домашнее задание:
  1. Прочитать §30 учебника , ответить на вопросы.
  2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?
  3. Подготовьте сообщение о Солоне. (Можно использовать следующую литературу: «Знаменитые греки и римляне. Сборник. М.Н.Ботвинник. Изд. «Эпоха», 1993 г.)
  • Работа по индивидуальным карточкам (3-5 учеников) здесь варианты: нейтрализовать учеников посильнее во время устного опроса, или проверить знания у тех, кто послабее.

Вопросы для повторения: В начале урока выдается технологическая карта. В ходе повторения домашнего задания используется общая карта «Древняя Греция» и проверяется знание месторасположения Аттики, Афин.

  1. Покажите на карте территорию Афинского государства. Определите словами его местоположение. Покажите Афины.
  2. Охарактеризуйте природные условия Древней Греции. Каким занятиям они благоприятствовали?

Задание: Учитель называет точный «словесный адрес» географических объектов. В технологической карте для закрепления ученики фиксируют эти объекты.

  1. Расскажите о разведении оливок. Используйте при ответе рис. на стр. 137 вверху. Как выглядело оливковое дерево? Опишите сбор оливок. С какой целью греки разводили оливки?
  2. Расскажите о развитии ремесел. Опишите сапожную и кузнечную мастерские по рисункам на вазах (с. 137)
  3. Охарактеризуйте состав населения Аттики? Как бедняки становились рабами-должниками?

Задание: на схеме «Население Аттики»: один ученик на доске, остальные – в технологической карте вместо вопросов вставляют слова.

  1. Кому принадлежала власть в Афинском государстве? Охарактеризуйте управление в Афинах. В чьих интересах осуществлялось управление в Афинах?
  2. Злоупотребление знати властью вызывало все большее возмущение народа. Знать поручила архонту Драконту составить писаные законы, которыми руководствовались бы архонты, вместо старых обычаев и собственного усмотрения.

Задание: Давайте познакомимся с ними (см. учебник, стр. 138 внизу) Как вы оцениваете эти законы?

Записанные им обычаи и новые нормы отличались жестокостью. Почти за каждое преступление, даже за мелкую кражу, полагалась смертная казнь. Недаром древние говорили, что Драконт (по другой традиции написания имени – Дракон) писал свои законы не чернилами, а кровью.

На доске: 621 г. до н.э. – драконовское законодательство.

«Драконовские законы» – это крылатое выражение означает суровые, жестокие законы.

IV. Изучение нового материала:

1. Реформы Солона: добро или зло?

  1. Жестокое законодательство вовсе не улучшило жизни народа и не примирило аристократию и демос. Каждое из этих политических течений стремилось возобладать в стране. Примирить их интересы постарался Солон, избранный в 594 г. до н.э. архонтом. Солон (640/635 – ОК. 559 гг. до н.э.
  2. Самостоятельная работа с текстом учебника в форме игры «Древо Мудрости»: ученики 1 варианта по п 1 § 30, ученики 2 варианта- п 2 § 30, задание: задать к тексту 2 вопроса и записать их на листочках в форме листочка дерева и закрепить их на дереве мудрости на доске.
  3. Обсуждение вопросов.
  4. При упоминании времени создания законов Солона, решение хронологической задачи.
    • Что было раньше: законы Хаммурапи или законы Солона?
    • Насколько раньше?
    • В каком веке были реформы Хаммурапи? Солона?
  5. Самостоятельная работа по дополнительному тексту документа «Солон о своих законах» и ответы на вопросы к нему:
    • Кто автор документа?
    • «Рабыня раньше, а теперь свободная.» Кого так называет автор? О каком событии говорится в документе?
    • О какой форме рабства говорится в тексте?
    • Можно ли утверждать, что реформы Солона полностью уничтожили рабство?
  6. Работа в технологической карте: (заполняется только левая колонка)

  7. Самостоятельная работа с иллюстрацией «Крестьяне сбрасывают долговой камень»: используя прием «Чистая доска»: вопросы к иллюстрации помещены на доске и по мере их решения учителем стираются.
    • Для чего сбрасывают камень?
    • Кто эти люди?
    • Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие?
  8. Помимо отмены долгов, какие еще были требования бедняков? Почему Солон не отобрал землю у аристократов и не разделил ее между бедняками?
    («Нельзя дать худым и благородным долю равную иметь». Солон.) Причина в том, что отмена долгов и освобождение рабов-должников привели в ярость аристократов. Солон понимал, что знать не отдаст земли, и снова начнется гражданская война. (Учитель раскрывает смысл этого понятия – война между гражданами одного государства.)
    Таким образом, как пишет Плутарх, «Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли ... »
  9. Работа в технологической карте: (заполняется правая колонка)
    Рассмотрим, какие изменения произошли в управлении государством. (Рассказ учителя)
    Управление афинским полисом
До реформы Солона После реформы Солона
Ареопаг (совет знати)
9 архонтов (1 год)
Только знатные
Ареопаг (???)
9 архонтов (1 год)
Не только знатные, но и богатые
Народное собрание (только граждане)
Народный суд стратеги Совет пятисот

V. Закрепление пройденного материала

Работа с новыми терминами.

  • Граждане  – все свободные жители Афин.
  • Народное собрание  – орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.
  • Законы Солона заложили основы демократии.
  • Демократия  – правление народа, избранное народом, в интересах народа.
  • Дайте определение понятиям «полис», «демос», «архонты», «ареопаг», «агора», «акрополь»?

Выводы:

  1. Отмена долгового рабства  – граждане Аттики свободные.
  2. Эвпатриды перестали пользоваться преимуществами в управлении.
  3. Регулярно стало созываться народное собрание (правителей избирать из знатных и богатых, судьей мог стать любой гражданин.)
  4. В результате реформ Солона афинское государство окрепло. Последний афинский бедняк, может быть, кутался в рваный плащ и ел черствую лепешку, но сознавал себя гражданином, зная, что его за долги рабом не сделают.
  5. Бедные граждане участвовали в народном собрании, а став судьями, могли судить даже аристократов. Поэтому знать вынуждена была считаться с демосом.

Итог урока: Заполнение листа самооценки. Благодарю за работу.

Приложение.