Урок литературного чтения "Три ветки мимозы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма урока: изучение нового.

Цели урока:

  • Познакомить детей с творчеством В. К. Железникова. Используя  метод  проблемного  обучения,  раскрыть  нравственные  проблемы,  поднятые  писателем в рассказе.
  • Учить  детей обосновывать  свое  мнение с  опорой на текст  художественного  произведения; развивать  умение  характеризовать героя,  сопоставлять  его  поведение,  давать  оценочные  характеристики
  • Продолжить  работу по воспитанию  нравственных  качеств  личности  учащихся. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей.

Оборудование: Слайдовая презентация  (Приложение 1, слайды 1-7).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1)

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Ребята, как называется раздел, над которым мы работаем? («Весна идет, весне дорогу!»)

Учитель. Я просила вас, ребята, нарисовать словесную картину весны: какая она, как она выглядит, какой наряд ей к лицу? Давайте послушаем ваши рассказы. (Рассказы детей).

Учитель. Молодцы, ребята, вы составили прекрасные рассказы о весне. Действительно, весна – удивительное время года. Из ваших рассказов я поняла, что большинство из вас любят это время года, потому что весной пробуждается природа после долгого зимнего сна.

(Приложение 1, слайд 2)

И в честь рождения новой Весны мне хочется сегодня поговорить об одном цветке, а о каком, вы скажете сами, послушав стихотворение:

Пусть сияет солнце!
Пусть уйдут морозы!
Пусть прогонит зиму
Веточка…(мимозы)!

(Приложение 1, слайд 3 «Букет мимозы»)

Учитель. Да-да, именно эта вестница весны, полноправная хозяйка Международного Женского Дня обладает такой чудесной способностью. Этот ослепительно желтый цветок с серебристыми листочками был привезен из Австралии больше двух веков назад. Только мимозой-то собственно он не является: называется это чудное создание серебристой акацией. Стоит лишь слегка задеть мимозу, как по пушистому кусту пробежит дрожь, и она вмиг спрячет свои листья, словно ее обожгло морозом.

III. Изучение темы урока

1. Подготовка к восприятию

Учитель. Об этом цветке сегодня я заговорила не случайно. Откройте учебники на странице 137, прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию. Какие у вас появились предположения о содержании произведения? (Предположения детей).

Учитель. А верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем замечательное произведение, которое, подарил нам  Владимир Карпович Железников. (Приложение 1, слайд 4)

Но сначала прочтем слова, которые трудно читать. (Приложение 1, слайд 5)

1. Читай сначала по слогам, затем – слитно, целыми словами.

ДЕЙ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю –  ПОЗДРАВЛЯЮ
О-ГЛЯ-ДЫ-ВА-ЮТ-СЯ – ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

2. Читай правильно.

ПОРТФЕЛЬ, ОГЛЯДЫВАЮТСЯ, ЧУВСТВОВАЛ, ВОДИТСЯ.

3. Читай целыми словами. (Приложение 1, слайд 6)

ИНТЕРЕС – ИНТЕРЕСНО – НЕИНТЕРЕСНО
ШУ-ШУ-ШУ – ШУШУКАЛИ – ЗАШУШУКАЛИСЬ
БАРАБАН – БАРАБАНИЛ – ЗАБАРАБАНИЛ

4. Читай внимательно

УВИДЕЛ – УВИДАЛ            ХРУПКИЕ – КРУПНЫЕ 
ПОВЕЗЛО – ПОДВЕЗЛО       ЛОМАЛИСЬ – ЛОПАЛИСЬ
ВОДИТСЯ – ВОЗИТСЯ

2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 7)

Учитель. В этом тексте, ребята, встретится новое для вас слово – подмётка. Давайте узнаем, что оно означает.

Дети. Работают со словарем и ищут значение слова.

Подметка – новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.

IV. Физминутка

3. Первичное восприятие. Чтение текста учителем

4. Проверка качества первичного восприятия

Учитель (после паузы). Верны ли ваши предположения?  Поделитесь мыслями и чувствами по поводу услышанного вами. О чём вам думалось? (Свободные высказывания детей).

Учитель (ставит проблемный вопрос, предполагающий наличие противоречия и альтернативных ответов) Кто виноват, что Вите так плохо?

5. Вторичное перечитывание текста

Учитель. А сейчас, ребята, каждый из вас почитает рассказ для себя, для души. Закройте ушки и вполголоса прочитайте рассказ. По ходу чтения выделите самый напряженный момент.

6. Проблемный анализ произведения с вычитыванием отдельных кусков, абзацев, предложений

Учитель. А теперь, ребята, давайте попробуем открыть бездну рассказа – постараемся найти ответ на вопрос: кто виноват, что мальчику так плохо?

Дети. (Высказывают разные точки зрения. Одни говорят, что виновата мама, другие – учитель, третьи – сам Витя, четвертые говорят, что виноват учитель)

Учитель. Итак, кто считает, что виновата мама? Докажите это словами из текста.

Дети. Ведь она «прочитала открытку в одну секунду», заставила взять Витю цветы. Поэтому Витя обвинил маму и растоптал цветы.

Учитель. А так ли это? Давайте посмотрим, как на это смотрит автор.

Учитель. Как мама относится к мимозе?

Дети. Это папа подарил мне, – сказала мама.

Учитель. Обрадовалась ли девочка подарку Вити?

Дети. Да, обрадовалась.

Учитель. Докажите словами автора.

Дети. («Ой, как красиво! Большое спасибо! …Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…Это ведь были первые мимозы в её жизни…»)

Учитель. Значит, мама заставила сделать доброе?

Дети. Да. Мама думала, что подарят все, но никто не подарил. (Дети доказывают словами текста)

Учитель. Виновата ли мама?

Дети. Нет.

Учитель. Тогда кто виноват?

Дети. Виноват учитель.

Учитель. В чем виноват учитель? Докажите словами автора.

Дети. Учитель к этому равнодушно отнесся. (Дети зачитывают диалог учителя с Леной)

Учитель. А сам Витя? Он видел, что девочка обрадовалась?

Дети. Да.

Учитель. Значит, он сделал хорошее дело?

Дети. Да.

Учитель. А разве это плохо, делать хорошее дело?

Дети. Делать приятное человеку – это всегда хорошо. Но для Вити важно, как к нему отнеслись одноклассники.

Учитель. Зачитайте, как себя вели дети. (Дети зачитывают)

Учитель. Почему они так себя вели?

Дети. Они сами никогда не делали этого.

Учитель. Почему автор так назвал свое произведение?

Дети. У него на первом плане эта маленькая очаровательная девочка. Он ею восхищается. Девочка слышит, что их дразнят, но она на это не обращает внимания. Она радуется – ведь это были её первые цветы.

7. Обобщение по результатам анализа

Заключительная беседа и групповая работа:

Учитель. Как заканчивается рассказ?

Дети. Рассказ заканчивается необыкновенной радостью девочки.

Учитель. Известны ли вам подобные случаи из жизни?

Учитель. В своих произведениях известный детский писатель Владимир Карпович Железников рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.

Учитель. Ребята, назовите героев рассказа. (Автор, Витя, мама, Лена Попова, одноклассники)

Групповая работа

Дети сформированы по принципу выбора: дети сами выбрали, где и с кем работать.

– Дайте каждому из героев рассказа краткую характеристику.

1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я – о Вите, 3-я – о маме, 4-я – о Лене Поповой, 5-я – об одноклассниках. Выслушиваются рассказы, которые подготовили дети, работая в группах.

V. Итог урока. Оценивание

Учитель. С каким рассказом  мы познакомились сегодня? Кто автор?Менялось ли ваше мнение в ходе наших рассуждений? Оцените степень вашего участия в решении проблемы.

VI. Домашнее задание (на выбор)

  1. Подготовить пересказ от имени Вити.
  2. Подготовить пересказ от имени Лены.