Игры в самих себя

Разделы: Работа с дошкольниками


В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является более сложной, поскольку в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и родителями, и с коллегами. Иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянным контактом с родителями, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В общении с родителями педагогу важно уметь своевременно распознавать эмоциональное состояние собеседника, что позволит грамотно и эффективно спланировать предстоящую беседу. Так, если родитель очень возбужден и не способен адекватно воспринимать информацию, педагог предоставит ему возможность выговориться,  а при необходимости выпустить пар  и только после этого перейдет к сообщению важной информации.  

Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей не только тормозит его личностное развитие и самораскрытие, но и вызывает определенный эмоциональный фон напряжения, раздражения, пресыщения, который называется феноменом «профессиональной усталости». Одна из форм снятия напряжения — это бегство от детей, т. е.  снижение контроля. Педагог периодически стремится вырваться в другой мир, где можно реализовать себя как взрослого человека, потребность в общении с себе подобными.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перезагрузкам. По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличение профессиональной нагрузки неизбежно приводит к «накоплению» усталости, настроению тревожных переживаний, снижению настроения.  В связи с этим отмечается, что, педагоги находятся в состоянии хронического внутреннего конфликта, обусловленного, с одной стороны, стремлением соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих и выраженным напряжением и перенапряжением физических и психических сил, необходимых для выполнения своих обязанностей в соответствии с социальным идеалом.

Таким образом, из всего выше сказанного мы видим, что на педагога и его эффективность труда оказывают влияние периодически возникающие чувство напряжения, связанное с необходимостью внутренней настройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия.

Исходя из этого, было разработано методическое пособие «Игры в самих себя» по профилактике эмоционального выгорания педагогов детского сада (представлен перспективный план методического пособия (Приложение 1), план программы занятий  с педагогами «Путешествие в мир взаимопонимания», «Путь к себе» (Приложение 2), консультация «Давайте учиться не  «гореть»! (Приложение 3).

Новизна заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы, принадлежащих к опыту разных  теорий и направлений в психологии: телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции. Также оно построено  на принципах гуманистической психологии и личностно–ориентированного подхода.  Основная  и ведущая идея – помочь развитию личности, ее самопознанию, раскрытию  внутренних  ресурсов.  Интегративный характер программы позволяет ориентировать ее на гармонизацию жизни человека, возможность изменения человеческого «Я» в условиях динамично меняющегося мира.