Интеграция во внеклассной работе как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

Разделы: История и обществознание


В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории – одна из составных частей деятельности преподавателя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.

На протяжении последних лет отмечается снижение интереса к истории своей страны. В ходе своей педагогической практике, используя различные формы и методы преподавания, пришла к выводу, что использование интеграции во внеклассной работе через работу исторического кружка, музея истории школы, а также ежегодно проводимые предметные декады, происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права.

Определяя задачи внеклассной работы, краевед-историк А.Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.”

Внеклассная работа в школе протекает в разных формах. Одна из ее форм:

– массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы – это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др. Групповые формы внеклассной работы – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

– индивидуальная работа по истории предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

1. Историко-краеведческий кружок.

Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко-краеведческом кружке. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что “кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.

Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.

Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя. Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:

1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

2) практическом (экскурсии, экспедиции, практикумы в музее, библиотеке).

Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание уделяется интегрированным темам. Программой кружка предусматривается углубленное изучение области в целом или отдельных местных объектов, а также изучение конкретных тем /реки Кировской области, писатели и художники Вятской земли, растительный и животный мир Кировской области/. В работе кружка используются различные формы работы: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров конференций, выпуск стенгазет, перечень индивидуальных и групповых исследований, создание краеведческого уголка или музея, научно-практические и исследовательские конференции.

Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами.

2. Школьный краеведческий музей.

Организация школьного музея – одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. “Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков – одна из основных задач школьного краеведческого музея.

Одной из форм использования музейных материалов в учебно– воспитательных целях является создание выставок и экспозиций. В школьных музеях в основном применяется тематический принцип экспозиции, т.е. все материалы группируются по определенным темам. Задача экспозиции школьного музея в том, чтобы, используя наглядность, доступность, убедительность и эмоциональность, свойственному предметному показу, дать возможность учащимся получить более полное представление о процессе развития общества, об истории своей Родины, своего края.

В нашем школьном музее представлены следующие экспозиции:

  • умельцы земли вятской
  • вятка фольклорная
  • вятские народные промыслы
  • вятская губерния-история возникновения
  • Киров-столица нашей области
  • Вятское Васнецовское кольцо
  • Спортсмены земли вятской
  • Художники и композиторы Вятки
  • Редкие растения и животные Кировской области
  • Вятские реки и их история
  • Заповедники и заказники Кировской области

Материал отдела краеведения активно используется при подготовке и проведении общешкольных мероприятий. Были проведены общешкольные мероприятия:

  • историко-этнографическая ярмарка “Вятка-2010”
  • историко-краеведческая интеллектуальная игра “Умники и умницы”
  • концерт “Вятка заповедная, фольклорная”
  • краеведческий КВН

Материал отдела краеведения является хорошим подспорьем и воспитательной работе. При составлении и проведении классных часов, семейных кругов, занятий “По следам событий” используется данный материал, а также при проведении недель и декад по истории, краеведению, искусству, биологии и экологии, лингвистических и литературных декад.

Материал данного отдела используется учащимися при подготовке к олимпиадам, в подготовке и проведении уроков в форме заочных экскурсий, в составлении и написании докладов и рефератов. Работа музея, основные фонды музея позволяют не только интегрировано проводить внеклассную, но и учебную деятельность в школе

3. Историко-краеведческая декада.

Задача историко-краеведческой декады состоит в том, чтобы разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления. Переживаемые совместно с другими школьниками эмоции глубоко влияют на формирование их личности, на развитие чувства любви к Родине, ненависти к врагам, сочувствия к угнетенным.

Тематика историко-краеведческих декад разнообразна. Особенность декады состоит в том, что, наряду с разнообразием жанров, в школе используются интегрированные декады, а в частности различные формы проведения мероприятий с интегрированным материалом. Например, в школе проводятся историко-литературные киновечера, спортивно-правовые забеги, литературно-исторические инсценировки, вечера путешествий.

Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

Я бы хотела, работая в данной области, двигаться в том направлении, где искусство воспитания базируется на научно-теоретическом фундаменте, а новые методики и технологии воспитательного процесса произрастают из зерен социально-педагогической теоретической мысли.

Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее. Усвоение мира обеспечивает уровень взаимодействия с реальностью, оснащает ребенка свободным поведением. Частично школьное обучение выполняет данное назначение воспитания, формируя у воспитанников ценностно-значимые умения. Но за пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, рассчитывает на семью. Семья, сама не готовая жить в контексте культуры, возлагает надежды на школу. А подросток тем временем, не обученный элементарному взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятностей, несчастья. Мир представляет перед ним отторженным, а его собственная жизнь кажется постоянной борьбой с этим миром, у которого надо постараться отнять как можно больше. Кажется, что воспитание — тяжелейший труд, а с другой стороны, воспитание — дело легкое и простое, ибо не видны внутренние духовные усилия, производимые воспитателем.

В школьном воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных действиях, а не лишь только на лице воспитанника. В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность.