Звуки [з], [з'], [c], [c'], их обозначение буквами З, С

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного слогового чтения.
  • Развивать связную речь, умение выражать свои мысли по средствам слова. Развивать мышление и воображение.
  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационные моменты.

II. Актуализация знаний и умений, подготовка к восприятию нового материала.

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома:

- Что же это? (зима)

СЛАЙД 1 (видео)

- Самое загадочное и волшебное время года. Хлопьями падает мягкий снег. Лёгкий ветерок кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов, образуя снежные узоры. Всё стало чистым, свежим. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Деревья в лесу окутаны в мохнатые снежные одежды. Так в нём уютно, тихо! Всё замерло в ожидании волшебной сказки. Наступило морозное утро. А на стёклах появились удивительные рисунки.

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД 2

- Какое время года помогает природе рисовать снежные картины? (зима)

- Как они называются? (узоры)

- Кто помогает зиме рисовать узоры на стёклах? (мороз)

- Произнесём слова:

ЗИМА

ЗЕМЛЯ

- Какой первый звук в этих словах?

- Охарактеризуйте его.

Произнесём слова:

УЗОРЫ

МОРОЗЫ

- Какой звук в слове узоры стоит на втором месте?

- Охарактеризуйте.

- Чем похожи звуки [з],[з`]?

- Чем отличаются звуки [з],[з`]?

- Эти звуки [з],[з`] обозначаются буквой З. (карточка с буквой)

- На что похожа буква З?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

Заманите эту птицу

К нам в тетрадку на страницу.

- Откройте тетрадь, напечатаем букву З (большую), з (маленькую).

СЛАЙД 3

- Прочитаем:

ЗА -

ЗО -

ЗИ -

ЗЕ -

ЗУ -

ЗЮ-

ЗЯ -

СА

СО

СИ

СЕ

СУ

СЮ

СЯ

- Прочитайте слоги, в которых согласные звуки звучат мягко.

- Прочитайте слоги, в которых согласные звуки звучат твёрдо.

СЛАЙД 4

Физкультминутка.

Поиграем. Я буду называть слова, а вы их внимательно слушайте, если в них вы услышите звуки [з] или [з`] то приседайте, если звука нет - стойте на месте.

Позёмка, снежинка, замёрзли, вьюга, метель, зимний, капель, морозы, снег, сугроб, зима, шапки, шубы, холода, узор, сказка.

- Почему слово "сказка" привело вас в замешательство?

(карточка ска:ка)

СКА:КА - выясним в течение урока, какую букву здесь необходимо писать.

- Мы читали много сказок. Но есть и такие, которые невозможно услышать и прочитать, их надо увидеть. И пишет эти сказки сама природа. А сказочник в этих сказках - мороз.

(карточка моро:)

МОРО: - ещё одно слово, в котором есть "опасное" место.

- А чем рисует мороз?

СПРАВКА. Мороз рисует водой. Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. И между двойными рамами окон - всюду! Тёплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллики льда. Кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными узорами. (СЛАЙД 5)

- Что это за необычные сады? (узоры)

- Составим схему слова УЗОР.

- В какое время года появляются такие узоры? (зимой)

Составим схему слова ЗИМА.

IV. Закрепление изученного на данном уроке материала.

СЛАЙД 6

- Прочитаем слова:

зуб

зубр

звук

зонт

зима

узор

мороз

сказка

сказочник

морозит

заморозил

нарисовал

- Прочитайте слова первого столбика.

- Какую закономерность вы увидели здесь?

- Какое слово "лишнее"? Обоснуйте свой ответ.

- Прочитайте слова второго столбика.

- Что вы заметили.

- Прочитайте слова третьего столбика.

- Вспомните, какие слова называются родственными?

- Прочитайте родственные слова, если такие есть.

- Обратите внимание на слова СКАЗКА и МОРОЗ.

- Почему мы слышим в этих словах звук [с].

- Парным согласным доверять нельзя. Поэтому, необходимо что делать? (Подбирать проверочные слова).

Звук и буква совпали - значит в словах СКАЗКА и МОРОЗ мы можем смело написать букву З.

Подберите к слову СКАЗКА - родственные слова.

СКАЗКА - СКАЗОЧКА, СКАЗОЧНИК, СКАЗИТЕЛЬ, СКАЗОЧНЫЙ.

Физкультминутка.

Закройте глаза. Представьте. На стёклах появились удивительные рисунки. Вот длинная ветвь, похожая на лист папоротника. А вот зайчик спрятался за ёлкой. Всё это блестит, переливается. Красиво!

Откройте глаза.

СЛАЙД 7

- Часто сказка к нам приходит в виде узоров на окне. Красоту этого явления описывали многие поэты в своих произведениях.

С одним из них мы познакомимся сегодня.

Откройте "Азбуку" стр.19.

Послушайте стихотворение Н.Френкеля.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- С каким настроением вы его слушали?

- Читаем стихотворение шёпотом. Обратите внимание на незнакомые слова.

Готовимся к выразительному чтению.

- Как вы понимаете значение слова иней?

(Иней - тонкий снежный слой на деревьях после холодной ночи.)

- Что значит "прилежно"? (старательно)

- Читаем стихотворение. ( Чтение 1-2 учениками)

- Я предлагаю вам самостоятельную творческую работу. Воплотите свои фантазии в рисунке.

- Перед вами лежит окошко, возьмите кисточки, нарисуйте свой узор.

СЛАЙД 8.

- Расскажите, что у вас нарисовано, начав свой рассказ словами:

СЛАЙД 9

"Красив снежный узор на окнах. Вот зима нарисовала:"

- У вас получились замечательные узоры.

V. Подведение итогов и результатов урока.

- Мы познакомились со звуками [з], [з`] - дайте им характеристику.

Они обозначаются буквой З.

МОЛОДЦЫ.

VI. Организационное окончание урока.

СЛАЙД 10.

- Всё дело в том, что за окном на улице мороз. А за стеклом в комнате тепло и уютно. Этот уют создали вы своими узорами, ответами, настроением. Так пусть частичка нашего тепла согревает сердца и души наших гостей, а в их доме царит мир и уют. Подарите свои окошки гостям.

Приложение.