Умножение и деление на 4. Четверть числа. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: закрепить знания табличного умножения и деления на 4; умение находить четверть числа; учить методам и приемам, помогающим укреплять здоровье; формировать представление о здоровом образе жизни, позитивное отношение к сохранению своего здоровья.

Учебные материалы: учебник “Математика: 2 класс” авторы В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева (2009 г.), тетрадь на печатной основе, упаковки с лекарствами, рисунки доктора Айболита и животных, карточки с заданиями, геометрические фигуры, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

(Проверка готовности учащихся к уроку)

Учитель. Я предлагаю провести необычный урок. Сегодня мы будем укреплять не только знания по математике, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые помогут нам быть здоровыми. Согласны?

Дети. Да. Нет. (Мнения расходятся.)

У. Как можно, не используя медицинские средства, укреплять здоровье на уроке?

Д. Следить за осанкой, отдыхать. (Следить за освещенностью доски и рабочего места, вовремя проветривать помещение и др.)

У. Проведем урок, используя ваши советы, а помогать мне будет доктор Айболит. (рисунок доктора Айболита) Из какой сказки он пришел? Кого лечил? Сегодня доктор поможет не только животным, но и много интересного расскажет нам.

2. Чистописание

У. С чего начинается ваш день?

1. Гимнастика для рук

Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, пальцы широко развести в стороны)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести)
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться. (Скользящие движения руками)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку! (Вращательные движения кистями рук вперед и назад.)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

2. Письмо цифры 4 (Проверка посадки при письме)

3. Актуализация знаний

1. Задания на развитие памяти и речи.

У. Повторите за мной слова: множитель, множитель, произведение, делимое, делитель, частное. Компоненты каких действий назвали?

Д. Умножения и деления.

У. Что обозначает первый множитель?

Д. Равные слагаемые в сумме.

У. Что обозначает второй множитель?

Д. Число таких слагаемых.

2. Математическая разминка с животными.

Задание 1 (помогает сова)

У. Рассмотрите записи. Что нужно сделать?

Д. Заменить сложение умножением и наоборот. Если возможно, найти ответ.

Таблица 1

Проверка: сигнальные карточки.

Задание 2 (с котенком)
Игра “Продолжай, не зевай: увеличь на 4, уменьши на 4”

Таблица 2

(оценивается скорость вычислений и активность детей)

Задание 3 (с белочкой)
Вычислите, запишите ответы.

Таблица 3

У. Сравните свои ответы с ответами белочки.

Ответы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36.

У. Посмотрите на ряд чисел, какую закономерность нашли?
    Среди чисел есть четные? Какие числа называют четными?
    Если число делится на 2, может оно делиться на 4?
    Если число делится на 4, может оно делиться на 2? Приведите примеры.

Задание 4 (с медвежонком)
Составьте и запишите равенства. (Проверка посадки при письме)

Таблица 4

Проверка: сигнальные карточки.

Дополнительные вопросы:

Какое действие обратно умножению на 7? делению на 4? И т.д.

4. Сообщение цели урока

У. Математическая разминка показала, что не все ребята научились правильно и быстро выполнять вычисления, поэтому сегодня мы закрепим знания по теме “Умножение и деление на 4”. Почему некоторые ученики допустили ошибки в примерах? (повторить табличные случаи умножения и деления на 4).

5. Работа с геометрическим материалом

1. Практическая работа (раздаточный материал – квадраты)

У. Вспомните, что такое четверть числа, как её найти. Примеры.
    Можно найти четвертую часть геометрической фигуры? (прием сгибания)
    Покажите половину квадрата, четверть квадрата.
    Сравните половину и четверть. (1 вариант – показывает половину. 2 вариант – четверть) Какая часть больше? Какая часть меньше?

2. Работа с рисунком. (Таблица 5)

У. Какая часть фигуры раскрашена? Как найти половину, четвертую часть фигуры?

Дополнительно: выполнение заданий в тетради на печатной основе с. 46, 47 № 151, 152
Проверка: сравните половину и четверть каждого числа. Какой вывод можно сделать?

6. Физкультминутка

Песенка обезьянки (хором с движениями)

Лучшие качели –
Гибкие лианы,
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

img6.gif (16895 bytes)

7. Решение задач. Работа в парах

У. Теперь нужно подкрепиться. Чтобы хорошо работать, что полезно кушать?

Д. Овощи и фрукты.

Информация доктора Айболита

Бананы – идеальная пища для того, чтобы перекусить. Это здоровая, утоляющая голод еда. Сама природа снабдила бананы удобной "упаковкой" – кожурой. Они растут в большинстве тропических стран. Бананы – источник калия, который необходим сердцу, печени, мозгу, костям, зубам, но больше всего – мышцам.

1. Задача-разминка

Какая часть всех бананов зачеркнута? Объясните способ решения.

2. Задача 41 с. 101 (учебник)

У. Рассмотрите рисунок, прочитайте задание, расскажите задачу соседу по парте, запишите решение.

10 : 2 = 5 или 10 : 5 = 2

Проверка: сигнальные карточки.

3. Задача 39 с. 101 (учебник)

У. Рассмотрите рисунок, выполните задание, запишите решение (“слабые” – по действиям, (“сильные” – выражением).

Взаимопроверка решения задачи.
Дополнительные задания:

Измените вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.
Измените вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Информация доктора Айболита

Морковь – очень полезный овощ для организма. Она содержит витамины и минеральные вещества, которые улучшают зрение и работу легких. Полезно грызть сырую морковь, так как это укрепляет десны. Можно пожевать кусочек морковки — и количество микробов во рту резко уменьшится.

Гимнастика для глаз.

8. Самостоятельная работа (карточки)

У. Задания доктора Айболита помогут вам не только проверить свои математические знания, но и узнать новое об овощах и фруктах.

1 вариант.

Какой фрукт самый сладкий?

Финики – 15
Бананы – 20
Абрикосы – 10

Для проверки ответа воспользуйся решением цепочки примеров.

Издавна финики славились своими целебными свойствами. Считалось, что плоды финиковых пальм дают силу, выносливость, увеличивают продолжительность жизни, укрепляют сердце, печень и почки, усиливают способность организма противостоять различным инфекциям, в том числе вирусным.

2 вариант.

Какой фрукт самый кислый?

Апельсин – 25
Мандарин – 15
Лимон – 20

Для проверки ответа воспользуйся решением цепочки примеров.

Лимон кислый, потому что состоит из воды и лимонной кислоты.

3 вариант.

Какой овощ называют “вторым хлебом”?

Капуста – 40
Картофель – 38
Свекла – 20

Для проверки ответа воспользуйся решением блок-схемы

Картофель – самый популярный овощ на нашем столе. Он отличается не только прекрасными вкусовыми качествами, но и высокой пищевой ценностью (в 2-3 раза питательнее других овощей)

9. Итог урока

У. Что вы расскажете дома о необычном уроке? Что понравилось? Какие задания вызвали затруднение? Оцените свою работу на уроке.

Памятка

  1. Все понял, могу помочь другим.
  2. Могу выполнить задания, но нужна помощь.
  3. Ничего не понял.

10. Домашнее задание

Повторить изученные табличные случаи умножения и деления; № 153 с.47 (в тетради).