Предлог как часть речи. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Для организации целеполагания использовать беседы с детьми по анализу действий или результатов предыдущего этапа. При этом логика вопросов строится так, чтобы вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети сделали сами, сами ставили перед собой учебную задачу, собственную цель.

В технологическую карту закладывается возможность работы с алгоритмами, что само по себе развивает речь при проговаривании всей цепочки рассуждений. Технологическая карта одновременно является элементом контроля, которая позволяет отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень организации детей возрастает по мере систематического использования технологических карт.

Постепенно для детей в технологической карте оставляются пункты, которые необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования учебных действий у каждого ребёнка формируется согласно индивидуальным особенностям: кому-то этому будет необходимо учиться ещё и в средней школе.

Цели: формировать знания о предлоге как часть речи; учить выделять предлоги в речи; использовать предлог в правильном значении.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

(Данная технологическая карта может быть рассчитана на один или два урока, т.е. в зависимости от уровня подготовки и темпа работы класса).

__________________ как часть речи.

Технологическая карта ученика ___________________ класса ______

Этап, цель Содержание Результат
1 Определение темы: «Я буду…» Прочитай текст, вставь пропущенные слова.
Кружатся снежинки___холодном воздухе.
Катаются дети___коньках__гладкому льду.
Весело ребятам___зимнее время___улице.
Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.
Тема:
2 Знакомство с темой: «Я хочу знать…» 1. (к) морю, (в) поле,
Побежал___класс
Побежал___класса
2. Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом.
3. Узнай дополнительно в учебнике на стр. 36-39
Предлог – это….
Складывай предлоги в корзину.
3 Подведение итогов Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. + или –
4 Использование предлогов в словосочетании 1. Используй предлоги из корзины. Составляй словосочетания со словом стол.
Например, на – стол на столе,…
2. Отметь своё задание !
Выполни упражнения №280, 281 из учебника.
Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!!!
5 Использование предлогов в предложении Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы.
6 Подведение итогов Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. Оценка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание

Учитель. Я предлагаю вам записать заглавную и строчную буквы В, в.

III. Актуализация изученного материала

Учитель. Скажите, а может ли буква быть словом?

Дети. Да.

– Нет.

– Смотря какая буква. Например, я – слово.

У. Тогда, давайте проверим. Я предлагаю вам найти в технологической карте пункт 1., текст в средней колонке, и вставить недостающие слова.

Дети выполняют работу самостоятельно, записывают в тетрадь текст и определяют тему урока.

– Давайте посмотрим, какие слова вы вставили и что получилось.

Д. Мы вставили слова в, на, по. Это предлоги. Значит, тема урока – «Предлоги».

У. Впишите тему в технологическую карту.

Этап, цель Содержание Результат
1. Определение темы: «Я буду изучать предлоги» Прочитай текст, вставь пропущенные слова.
Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице.
Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.
Тема: «Предлог как часть речи»

У. Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть за партой и т.д.

– Я использовала слова встать или присесть со словом парта. Почему же вы меняли место и положение?

Д. Вы говорили слова около, перед, за и другие. Это были предлоги!

IV. Организация целеполагания.

У. Переходим ко второму пункту технологической карты. Я предлагаю подумать, какие вопросы важны в этой теме, что нам нужно узнать. Задание во втором столбике вам поможет. Впишите вопросы в первый столбик.

2 Знакомство с темой:
«Я хочу узнать: что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?»
2. (к)морю, (в)поле, (на)поле
побежал___класс
побежал____класса
Предлог – это ….. .
Складывай предлоги в корзину.

Учащиеся записывают свои вопросы и цели. Учитель спрашивает учеников о поставленных вопросах, систематизирует их и записывает на доске.

– На этом уроке мы найдём ответы на следующие вопросы:

  • Что такое предлог?
  • Какие у него особенности?
  • Какие правила связаны с предлогом?

V. Изучение нового материала

У. Давайте за ответом обратимся к технологической карте. Она поможет нам во всём разобраться.

2 Знакомство с темой:
«Я хочу узнать: что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?»
2. Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.
Используй слова шёл и дом.
Предлог – это ….. .
Складывай предлоги в корзину.

Дети выполняют работу в технологической карте.

– Какие словосочетания получаются?

Д. Шёл к дому, вошёл в дом, вышел из дома….

У. Что такое предлог?

Д. Предлог – это слово, которое обозначает направление. Это часть речи. Это слово, которое помогает связать слова между собой, как слова шёл и дом.

У. Давайте посмотрим, насколько верны наши выводы.

Технологическая карта предлагает: «Узнай дополнительно в справочном пособии на стр. »

Д. Предлог – это часть речи. Это самостоятельное слово. К нему нельзя поставить вопросы, он не изменяется.

У. На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?

Д. Мы узнали, что такое предлог, какие у него особенности.

У. Впишите свои ответы в технологическую карту.

Учащиеся заполняют строчки.

Знакомство с темой:
«Я хочу узнать: что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?»
2. Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам.
Используй слова шёл и дом.
Предлог – это самостоятельное слово, часть речи, служит для связи слов, указывает направление.
Складывай предлоги в корзину.

Учитель предлагает детям зачитать свои варианты, корректирует записи.

У. А какое задание вас удивило?

Д. Как же складывать предлоги в корзину?

У. Мы пользуемся предлогами часто, на уроке создадим свой банк предлогов. Это будет наша помощница – корзина. Я предлагаю вам нарисовать корзину в тетради и поместить в неё знакомые нам предлоги.

Дети рисуют корзину и записывают на ней предлоги. Затем выполняется взаимопроверка в парах.

ПО К ДО НАД НА ЗА ИЗ-ЗА ПОД ПЕРЕД ОТ В У БЕЗ ДЛЯ

3 Подведение итогов Проверь, что узнал твой сосед.
Взаимопроверка в парах
«+» или «-»

VI. Первичное закрепление материала.

У. Какие вопросы остались без ответов?

Д. Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?

– Мы читали, что предлог – это отдельное слово, пишется раздельно.

У. Да, верно. А мы уже пробовали сами это сделать?

Д. Нет!

У. Тогда я предлагаю воспользоваться нашей корзиной и на практике отработать умение правильно писать предлоги со словами.

4 Использование предлогов в словосочетании 1. Используй предлоги из корзины. Составляй словосочетания со словом стол.
Например: на – стоял на столе,……
2.Отметь своё задание!
Выполни упражнение № 280, 281 (с.36-37) из учебника
Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!

Примечание. На данном этапе урока технологическая карта может решить вопрос дифференциации по уровню сложности задания. В технологическую карту можно индивидуально каждому вписать его путь приобретения опыта на доступном практическом уровне.

Дети самостоятельно выполняют письменное задание. Учитель консультирует и оказывает дозированную помощь тем, кому это необходимо.

– Подчеркните предлоги в выполненной работе, проверьте, чтобы они были написаны раздельно. В заданиях, которые вы выполняли, предлоги встречались в словосочетаниях. А из чего состоит наша речь?

Д. Речь состоит из предложений.

У. Значит, и нам пора перейти к изучению предложений и текстов.

Включение предлога в текст и развитие речи – необходимый элемент изучения темы, но на представленном уроке класс со средним темпом работы это сделать не успеет. Следовательно, по нижеприведённому плану можно начать следующий урок по теме с пунктов 5 и 6, а в домашнем задании нацелить детей на подготовку к написанию сочинения-этюда.

5 Использование предлогов в предложении Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы

Выполняя работу в группе, каждый ребёнок должен составить по одному предложению. У всей группы должен получиться целый текст. Пример текста, составленного в группе:

Ветер сорвал листок с ветки. Лист понесло по воздуху. Он опустился на крышу. С крыши его сдуло ветром. Листок упал в лужу. Теперь он, как кораблик, плавает по воде. (6 предлогов)

Во время представления работы группы класс считает, сколько предлогов использовано. Отмечаются самые удачные творческие решения.

У. Это и будет вашим домашним заданием: с любым словом, используя предлоги из корзины, составить словосочетания и записать их в тетради.

Урок можно закончить составлением синквейна:

VII. Итог урока

У. Какие вопросы стояли перед нами? Что мы узнали?

Д. Мы узнали, что предлог – это слово.

– Узнали, что предлог пишется раздельно со слова.

У. Что было интересно?

Д. Было интересно составлять банк предлогов и использовать их с разными словами.

У. Это и будет вашим домашним заданием: с любым словом, используя предлоги из корзины, составить словосочетания и запись их в тетради.

Урок можно закончить составлением синквейна:

ПРЕДЛОГ
Маленький, служебный,
не изменяется, направляет, связывает,
пишется со словами раздельно,
ПОМОЩНИК

Презентация.