Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса – необходимое условие обеспечение успеваемости всех учащихся

Разделы: Администрирование школы


Педагогический совет на тему: «Индивидуализация и дифференциация учебно- воспитательного процесса - необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся» (слайд №1)

Цель: повышение качества знаний всех учащихся посредством более эффективной работы учителя на уроке по профилактике неуспеваемости и оказанию помощи отстающим учащимся.

Задачи:

  • Проанализировать состояние учебно – воспитательного процесса и уровень преподавания через особенности индивидуальной работы учителя с отстающими учениками;
  • Разработать единую систему мер профилактики неуспеваемости, оказанию помощи неуспевающим ученикам;
  • Рассмотреть и принять план работы педагогического коллектива, нормативные документы, обеспечивающие единство требований по профилактике неуспеваемости, оказанию помощи неуспевающим учащимся (слайд №2 - 3).

Наши дети очень разные: одни учатся на «4» и «5», другие – на тройки, а есть еще и учащиеся с низкими реальными возможностями, плохо или совсем необучаемые. Если о детях, которые талантливые, заботится Правительство, утвердив программу «Одаренные дети», троечники особых хлопот не создают, то вот дети с низкими реальными возможностями живут по каким –то своим, особым законам. И оказывается, что количество таких детей в нашей школе постоянно увеличивается.(Слайды №4,5)

Им хочется всего того же, что чувствует одаренный ребенок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит все наоборот.

Избавить ребенка от груза неудач, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития возлагается на стандарты II поколения, которые предлагают развивать и строить образовательный процесс так, чтобы каждый обучающийся по своим возможностям, был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития и чувствовал себя комфортно в образовательной среде (Слайд № 6).

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между непрерывно возрастающим объемом знаний и умений и возможностями самого обучающегося, психологической готовности семьи, условиями учебной деятельности (Слайд № 7).

Таким образом, новые стандарты предполагают формирование такого взаимодействия «учитель – ученик», при котором организация учебной деятельности направлена на то, чтобы знания и умения имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учащихся (Слайд № 8).

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Чарльз Дарвин, Вальтер Скотт, Карл Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учебе был Александр Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно (Слайд № 9).

Кто же такой неуспевающий ученик?

Вот какое определение дает Иван Павлович Подвласов:

Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети (Слайд № 10).

Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учебе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но и даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или ученик, числившийся в безнадежных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребенок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Нередко от детей можно услышать фразу: «Надоела ваша школа, сами в нее ходите». Что это значит? А значит это то, что у детей отсутствует личностный смысл обучения (Слайд № 11,12,13,14).

Проведен опрос родителей и учащихся. Из результатов опроса видно, что составляющие комфортности не противоречат образовательному стандарту. С одной стороны, мы видим, что дети и их родители видят в основе комфортной ситуации в школе - интересную жизнь (Слайд № 15).

А на практике (слайд №16) основными критериями комфортного (успешного) состояния в школе видят в получении академических и научных знаний, где главным критерием является отметка учителя, которая указывает на степень успешности ученика, ценность всего обучения в школе.

Работа в творческих группах (50 минут). Подведение итогов выступлений педагогов..

В заключение, хотелось бы коснуться вскользь еще одной современной технологии – технологии «полного усвоения» (Слайд № 19).

На протяжении трехсот лет идеалом всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского «Всех учить всему!», но реально решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо до полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого- педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «среднего» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы:

Этапы освоения изучаемого материала Организационно- педагогическая направленность
Изучение нового материала Индивидуализация учебного процесса
Диагностическое тестирование Проверка базового уровня
Уроки коррекции и развития
Коррекция: повторение (на качественно новом уровне)-закрепление- повторная диагностическая работа
Развитие: повторный уровень- углубленный уровень
Дифференциация учебного процесса
Итоговый контроль.
Обязательный уровень – продвинутый уровень- углубленный уровень
Проверка результатов обучения

Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Решение педагогического совета (Слайды № 20,21).

Презентация.