Литературно-документальная постановка "Наследие прошлого"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: формировать толерантное сознание, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцида; развивать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; стимулировать и активизировать поисковую, научно-исследовательскую и творческую деятельность школьников.

Мероприятие ведут 5 учащихся (4 девочки и 1 мальчик).

Вновь оглянувшись назад, взвесим, оценим путь,

Что пролег через ад к далям весенним.
Полною грудью вдохнут воздух свободы,
Те, кто испытан огнем в черные годы...

1 апреля 1933 г. датируется первый официальный бойкот евреев - владельцев магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование удалить еврейских учеников и студентов из школ и университетов.

15 сентября 1935 г. были приняты Нюрнбергские законы - законы "О защите немецкой крови и немецкой чести”.

12 июня шеф гестапо Гейдрих издал секретное распоряжение, согласно которому осужденных за "осквернение расы" после окончания срока заключения запрещалось выпускать на свободу.

9 июня и 10 августа была разрушена синагога в Мюнхене и в Нюрнберге.

28 октября из страны были удалены проживавшие в Германии 17 тысяч польских евреев.

9-10 ноября по всей Германии прошли погромы хрустальной ночи (во время погромов в еврейских квартирах разбивалась хрустальная посуда). Дело, однако, не ограничилось уничтожением домашней утвари; были разрушены синагоги (400), магазины (7500) и тысячи жилищ евреев. Сотни человек были ранены или убиты; свыше 20 тысяч евреев были арестованы и заключены в концлагеря.

15 ноября учащиеся-евреи были удалены из школ.

30 апреля 1939 г. произошла конфискация еврейских ценностей.

В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов - в гетто; почти вся собственность евреев подлежала конфискации.

12-13 февраля 1940 г. состоялась первая депортация евреев.

Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили перед собой цель - сломить дух обитателей гетто.

20 января 1942 г. на конференции в Ванзее было принято решение об "окончательном решении еврейского вопроса". Крупные нацистские деятели обсуждали пути выполнения приказа Германа Геринга о проведении мероприятий для "окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния". Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, и назвал 33 государства, где их предстоит уничтожить.

Было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).

В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе.

Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.

Вот они - видишь - лежат в дьявольской муке:
Рот обескровленный сжат, Скручены руки...
Время течет и течет - Днями, ночами...
Но не закончен расчет с их палачами.

После второй мировой останется вопрос к каждому немцу.

Что он делал тогда много лет назад?

Кого он убивал в Освенциме и в России?

О, что за смысл затаен скорбных картинах!
Слышится узников стон.

"Лагерь. Первое впечатление - сами масштабы сооружений, протянувшихся, по словам Гесса, коменданта лагеря, на два километра в ширину и четыре в длину.

В лагере четыре газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой - по 2000 трупов в сутки; итого 8000.

Трава да глина, рыжие провалы,
Замусоренный жуткой гнилью ров.
Порывисто несется одичалый,
Зловещий ветер выжженных холмов.

Не побледнеть, не дрогнуть, не поникнуть -
Стоять, как суд! Как ратный муж стоять!
Все клятвы бедны, чтоб клятву крикнуть,
Недостает проклятий - проклинать.

Простой овраг, захламленный и пыльный.
Две бледные осины, старый клен.
Нет, то не тишь! Неугасимый стон,
Ста тысяч уст предсмертный стон бессильный.

Сребристый пепел множества костей,
Осколки лбов, обломки челюстей.
Раздвинулись песчаные откосы.
Ползут из ямы золотые косы.

Кто хочет, чтоб мир остался таким же, как он был – тот не хочет, чтоб он остался.

С июня началось массовое убийство евреев в газовых камерах Освенцима.

Особо трагична была судьба детей и молодежи в концлагере смерти Освенцим. Детей отбирали у матерей и умерщвляли их на глазах самыми коварными методами – удар по голове, сброс в горящую яму. Этот садизм сопровождался ужасными криками еще живых родителей.

Расскажем о тюремно-лагерном пути длиной в 1375 дней и ночей Анатолия Ванукевича, начало которому положила война.

Начало войны запомнилось мне на всю жизнь ночной бомбежкой 22 июня 1941 года. Гродно, где мы жили, – пограничный город, стал жертвой фашизма в первый же день войны.

Ежедневно людей железнодорожными составами вывозили в концлагеря смерти. Я с родителями тоже попал в один из таких составов.

Нас погрузили в вагоны с верхними зарешеченными окошками. Каждый вагон, после того как в него загружали до 120 человек, закрывали и опломбировывали. Без воды и пищи в до предела переполненных вагонах мы из Гродно со скоростью пассажирского поезда мчались в Освенцим.

В вагоне можно было только стоять, и потому уже вскоре после отъезда у многих было обморочное состояние. Без всякой надежды на жизнь люди умирали в тяжких муках и страданиях. На вторые сутки в вагоне были штабеля трупов, и по ним нас, детей, продвигали к окошкам, с которых родители пытались сорвать решетки. Наш эшелон двигался практически без остановок. Ночью на перегоне между Лодзью и Краковом меня на ходу поезда выбросили через окошко.

Я хорошо помню слова родителей: “Живи, Толя, живи”, их поцелуи и слезы, оборвавшиеся внезапно. Я оказался в снегу под откосом железнодорожной насыпи. И сразу уснул, а, проснувшись, наелся вдоволь снега. Было утро. Я пошел в лес в поисках пищи.

На мне была теплая куртка и синяя буденовка с красной звездой.

Видимо, я бродил по лесу несколько дней, пока не был схвачен “шуцполицаями”.

Они во мне увидели партизана или их связного и решили передать в руки гестапо.

В гестаповской тюрьме в Катовице я пробыл более двух месяцев.

Приговор гестаповцев был однозначным – лагерь смерти Освенцим.

И вот 1 февраля 1943 года я в арестантском вагоне прибыл из Катовице в Освенцим.

Сразу по прибытии их отправили в баню, где постригли, побрили, накололи на левой руке номера, одели в полосатую форму и деревянные колодки.

После всех этих процедур я превратился в заключенного под № 99176.

Сначала мы прошли карантин в восьмом блоке, где нас учили “азбуке лагерной жизни”. Это были тренировочные дни: нас строили в шеренги, мы шагали “в ногу”, выполняли команды – “рехтс ум”, “линкс ум”, “мюце ап”, “мюце ауф”, “шнеллер” (направо, налево, снять шапку, надеть шапку, быстрее) и т.п. Шагать в деревянных колодках на босу ногу очень тяжело – мозоли и кровоточащие раны не заживали.

Через две недели нас распределили рабочими бригадами по блокам.

Работал я в строительных мастерских - учеником маляра.

Мастерские расположены были близко к основному лагерю, но каждый день дважды приходилось строем шагать через главные ворота, над которыми было написано: – “Работа делает свободным” и “Каждому – свое”. Ни один узник, оставшийся в живых, не забудет этого никогда. Уже через 3–4 недели лагерной жизни человек худел и превращался в ходячий скелет.

Со временем я стал догадываться, что в лагере существуют подпольные организации. Нас порой использовали для передачи записок, оповещения узников.

Благодаря этому я подружился с русским военнопленным Виктором Липатовым, встречался с поляком Юзефом Циранкевичем, видел генерал-майора Дмитрия Михайловича Карбышева, Александра Лебедева, которые возглавляли подпольные организации.

А однажды меня поймали в воротах лагеря. За поясом было 3 батона вареной колбасы. Я выполнял поручение узников: во что бы то ни стало доставить колбасу в лагерь для поддержания больных.

Собаки учуяли мой груз и, когда я вместе с другими проходил главные ворота лагеря, меня вытащили из шеренги и повели на аппельпляц, где всегда стояли виселицы, станок для избиения. Меня поставили на табуретку под виселицей и приказали держать колбасу в руках. Так я стоял несколько часов, ожидая смерти.

Разъяренный комендант лагеря Рудольф Гесс, подойдя, начал избивать его своей плеткой, крича “швайне” - свинья.

Я упал, колбаса свалилась, я пытался подняться, но удары продолжались, и я снова падал. Через некоторое время он остановился. Может быть, Гесс уже выполнил свой план работы и изрядно устал? Но он вдруг с криками “ляус, шнеллер” погнал меня к блоку, где мое место еще пустовало.

Я долго не мог поверить в случившееся чудо.

Часто в лагере проводились акции по отбору ослабевших узников. Всех по блокам раздевали догола, пропускали через так называемую баню и комиссию, состоявшую из врачей и эсесовцев. Обливая холодной водой из брандспойта, их приводили в чувство и по одному направляли на осмотр. Технология отбора была проста – здоровых направо, больных и ослабевших – налево. Тут же записывали номера только “левых”. Это был сигнал: завтра уже не направят на работу, их ожидает смерть в крематории.

В конце августа 1944 года нас построили в колонны и направили сначала пешком, а потом на открытых железнодорожных платформах в концлагерь Гроссрозен, недалеко от Бреслау.

В один из дней начала апреля 1945 года американская авиация бомбила Магденбург, в том числе и наш ангар. Плотность огня была очень высокой, и день превратился в ночь. Многие погибли. Я уполз с двумя узниками в лес. Вырыв окопы, мы спрятались в них, накрывшись ветками. Так мы встретили американские войска.

Нас накормили и передали в госпиталь. Это было 11 апреля 1945 года – мой второй день рождения. Нас взвесили, и я узнал, что в мои неполные 15 лет вешу 15 килограммов 300 граммов.

До смерти, наверно, смерть устала,
Но библейский ад - осуществила.
Ремеслом здесь преступленье стало,
Миллионы в прах передробило.

Прошли годы, но в памяти моей не померкло прошлое, особенно период 1941–1945 годов.

А теперь здесь лишь трава и ветер,
и земля. А бесконечность неба
зажигает звезды каждый вечер
над могилой этих миллионов.

26 января 1945 г. советские войска освободили Освенцим.

14 апреля англичане освободили лагерь в Берген-Бельзене.

Геноцид целого народа в 1933–1945 годах оставил тяжелый след в истории. Еще не все имена и фамилии погибших известны и обнародованы, не все злодеяния фашизма раскрыты.

Разве можем мы быть равнодушными к злу?
Страшный призрак я вижу сквозь смрадную мглу:
Черным прахом дымятся на страшных кострах,
Миллионы людей, превращенных в золу.

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

Мы никогда не должны это позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку.

“Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех”.

Наша родина уникальна по своему многонациональному составу. У нас проживает около 150 национальностей, насчитывается около 60 религий и верований. И единственный путь к сохранению мира — это терпимое отношение к другому человеку, независимо от его национальности, расы и вероисповедания. Уважение человеческого достоинства. Человек должен видеть в другом личность и не вмешиваться в его дела, не ущемлять его права.

Народы Земли,
Вы, силою неведомых созвездий
Опутанные, словно пряжей,
Вы шьете и вновь распарываете,
В смешении языков,
Словно в улье,
Всласть жалите,
Чтобы и вас ужалили.

Человеку верить надо в то, что буднично и просто.
Не в словесные тирады! И не в хитрые вопросы!

Нужно верить в мать и сына, и в любимых верить надо,
В песню, что во мраке синеет льется над цветущем садом..

И когда над миром грозно загрохочут барабаны,
Засверкают в небе грозы и засвищут ураганы, -

Мы сурово и спокойно преградим дорогу бедам
И вернемся с поля боя, озаренные победой.

Недостаточно содрогаться - нужно вспыхивать всей душою.
Недостаточно просто вспыхивать, а гореть непрерывно надо.

Но и просто гореть недостаточно, а гореть надо в стужу лютую
Если хочешь свистящим лезвием, острием отточенным стать.

Недостаточно цель увидеть, надо путь к ней найти единственный.
Но и путь найти недостаточно - по нему пойти надо первым.

Но и этого мало - нужно и других позвать за собою,
И не только позвать, а к цели их суметь привести.

Недостаточно добрым быть, и желать добра недостаточно.
Надо больше: иметь желание повсеместно творить добро.

Одного желания мало, нужно нечто большее - разум,
И не только разум, а чувство, и не просто чувство, а страсть.

Недостаточно: за народ, надо больше, надо – за Родину!
Недостаточно: против войны.

Нет, сейчас надо больше за мир!
Недостаточно: просто за правду, нужно биться за правду тех, у кого уже есть свобода,

Но которые не понимают, что для счастья этого мало.
Недостаточно этого.

Народы Земли, не разрушайте вселенную слов,
Не рассекайте ножами ненависти звук, рожденный вместе с дыханием!

Литература

1. http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977

2. http://holocaust.ioso.ru/history/30_31

3. http://mojdom.beon.ru/5406-511-zhivi-anatolii-vanukevich-popal-v-o.zhtml

4. Стихи: НЕЛЛИ ЗАКС, Макс Циммерин и др.

5. Во время мероприятия звучит музыкальная композиция 008 Awaken Devil May Cry4 Special Origin, Моцарт Реквием, Вивальди “Времена года” и др.