Урок по изобразительному искусству в 3-м классе по теме "Выражение целей, намерений человека через конструкцию и украшение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве: дети учатся образно воспринимать окружающую жизнь, находить сюжеты для изображения, украшения, постройки;
  • формирование художественно-творческой активности личности: дети должны творчески использовать собственную фантазию в процессе создания изображений, украшений и построек; стремиться выражать в работах собственное отношение;
  • формирование художественных знаний, умений и навыков: дети учатся пользоваться разнообразными материалами – мелки, белая бумага, ножницы.

Ход урока

I. Организация. Сообщение темы урока, его целей

Тема нашего урока: “Выражение целей, намерений человека через конструкцию и украшение”.

Цель: Будем учиться воспринимать окружающую жизнь: прекрасное и безобразное; творчески пользоваться собственной фантазией; закреплять навыки пользоваться художественными материалами – цветными мелками; инструментами – белой бумагой, ножницами.

II. Вступление

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.

(“Воздушный корабль” М.Лермонтов)

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по морю-океану.

- Путешествие начнем с истории средств передвижения по воде. С каких же средств началось передвижение?

- Посмотрите на данные средства передвижения и назовите их во время чтения рассказа в нужном месте:

1. В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но вот заметили: реку можно переплыть на ….. (бревне). Подгребай ладонями, да смотри не перевернись.

2. А потом придумали: привязали бревно к бревну. А к этому бревну еще бревно. И получился ….. (плот). Устойчивый, только тяжелый. Ладонями его с места не сдвинешь. Стали от дна отталкиваться длинным ….. (шестом).

3. Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась первая …. (лодка) – долбленка. Можно двигать лодку шестом, но удобнее широким …. (веслом). На лодке мог быть один гребец или несколько.

4. Проходит время и люди поняли: лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами … (парусами), прикрепленными к распоркам – мачтам и реям. А чтобы вода через край не заливалась – стали доски прибивать по бокам. Так постепенно научились строить большие корабли.

Работа со словарем:

  • шест – длинная палка;
  • долбленка – первая лодка;
  • мачта – парус;
  • рея – поперечный брус на мачтах судов;
  • носовая часть – передняя часть палубы;
  • корма – задняя часть судна;
  • трюм – место для груза, внутренние помещения;
  • каюты – отдельные комнаты на судне.

- Посмотрите на карточку, на которой даны изображения парусников, начиная с древнейших египетских и, кончая современными (карточки лежат на партах у каждого ученика). Приложение 1.

- Найдите парусник под № 10. Прочитайте название. Кочи можно назвать тружениками северных морей.

- № 11. “Полтава” была первым линейным (большим военным) кораблем. В строительстве принимал участие Петр I, который считается основателем русского кораблестроения. (Портрет)

- № 12. На корабле “Святой Павел” держал свой флаг адмирал Ушаков. (Портрет)

- К уроку вы приготовили сообщения о Петре I и адмирале Ушакове. Расскажите об этих выдающихся личностях России (предварительно класс был разделен на две группы, каждый ученик в группе готовил свое сообщение).

- № 15. Фрегат “Паллада” (трехмачтовый военный корабль) прославился своим кругосветным плаванием на Дальний Восток в 19 веке.

- Сравните древние (первые) египетские парусники и более современные.

- Подумайте, а в наше время есть парусники?

- Да. Это учебные и научные суда. Учебный барк “Крузенштерн” - один из крупнейших современных парусников. Во Владивостоке – учебные парусники “Паллада” и “Надежда”, на которых лучшие курсанты военно-морских учебных заведений уходят в кругосветное плавание.

- А теперь давайте еще раз вспомним тему нашего урока.

III. Подготовка к практической работе

(Грамм.запись. Отрывок из “Сказки о царе Салтане”)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?

- Флот царя Салтана идет в гости к князю Гвидону. (Иллюстрация)

- Как вы думаете, какой это флот по внешнему виду? (Праздничный, нарядный, добрый, радостный).

- Наперерез торговым кораблям Салтана вышел флот пиратов. Пираты – кто это? (Морские разбойники)

- Как вы думаете, их флот по внешнему виду будет какой? (Не праздничные, а хищные, устрашающие).

- Для каких целей он предназначен?

- Конструкция (т.е. постройка), украшения помогают человеку выразить свои намерения, сообщить о них другим. (Хочу устрашить! – Хочу радовать!). Приложение 2.

Плакат – распределить суда на добрые и разбойные.

- Но злой волшебник стер все формы и краски. Корабли нельзя различить. Приложение 3.

IV. Практическая работа

- Ваша задача: помочь мастеру постройки и мастеру украшения раскрыть намерения каждого флота с помощью конструкций кораблей и их украшений (цвет, орнамент и т.д.)

- Продумайте каждый из вас форму корабля-парусника, украшение, а затем сформируйте флот с добрыми намерениями и флот пиратов. На выбор! Кто-то конструирует добрый флот, кто-то – злой.

Техника безопасности при работе с ножницами.

V. Формирование двух флотов

Каждый ребенок выходит к доске со своим парусником и прикрепляет его к нужному флоту. Приложение 4.

VI. Подведение итогов

- Мы справились с задачей урока?

- Построили корабли?

- Смогли выразить цели, намерения человека? Через что?