Звуки [й] – [о], буква "Ё"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  1. Коррекционно-образовательные: Познакомить детей со звуковым сочетанием “йо” с опорой на артикуляцию губ, с буквой “Ё”. Закреплять навык правильного дыхания. Закрепить навык преобразования слов. Обогащать словарный запас. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
  2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематические процессы. Совершенствовать навыки звукового анализа. Упражнять в изменении слов в предложении по смыслу. Развивать умение анализировать, выделяя существенные признаки. Развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания, ориентировку в пространстве.
  3. Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Совершенствовать навык работы в парах. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: Рисунок “Ё”, Буква “Ё”. Артикуляционные уклады – “Й”, “О”. В тетрадях задание № 6. Слоги с буквой “Ё”. “Слоговое дерево”. Цветные круги – для звуковых схем. Инд. карточки для задания № 14. Картинки ёжиков. Игрушка ёжик. Корзинка или шкатулка для заданий.

Ход занятия

I. Орг. момент:

1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Сегодня на занятии мы с вами продолжим работу с буквой “Ё” и звуками “Й-О”, которые её образуют.

Но чтобы настроиться на работу, долго не уставать, мы с вами выполним дыхательные упражнения:

– Вдох через нос, выдох через рот;

– Вдох через рот, выдох через нос;

– Вдох через нос, выдох толчками через нос (ПФ, ПФ, ПФ)

На кого это похоже? Кто так пыхтит? Какой лесной зверёк? (ёжик)

Вот и к нам сегодня в гости пришёл ёжик. Он принёс с собой целую корзинку заданий. И просит вас, их выполнить. Ну, как, справимся?

2. Упражнение на развитие слухового внимания.

“Повтори не ошибись” – сядет тот, кто повторит за мной по три слова без ошибки.

Мёд – котёнок – лёд, пёс – нёс – козлёнок, вёл – телёнок – мёл,

Ёрш – поросёнок – пелёнка, ёлка – цыплёнок – пенёк, пёс – жеребёнок – кулёк …

– Что мы чаще всего слышали в этих словах? (Ё).

II. Работа по теме. Актуализация знаний.

3) Артикуляция Ё.

А как же мы произносим эту букву “Ё”? Давайте расскажем ёжику.

Сначала губы растягиваются в улыбке, кончик языка опущен вниз за нижние зубы, спинка языка прикасается к “потолочку” – нёбу – “Й” и затем резко губы вытягиваются вперёд трубочкой, а язык спокойно ложится около нижних зубов, не прикасаясь к ним – “О”.

– Буква “Ё” обозначается двумя звуками “Й-О”. Показ артикуляционных укладов – “Й”, “О”. Мы ещё раз с вами закрепили, как произносится буква “Ё”.

Звук “Й” (какой он?) – согл., звонкий, всегда мягкий, на схеме обозначаем – зелёным

цветом.

“О” – гласн., на схеме обозначаем – красным цветом.

Когда буква “Ё” даёт два звука: (ознакомительная информация):

    • После гласных звуков.
    • Если стоит в начале слова.
    • После “ъ” и “ь” знаков.

– А вот если буква “Ё” стоит после согласного звука – она просто его смягчает. Сегодня мы с вами поговорим именно о смягчении согласного звука буквой “Ё”.

4) Упражнение на развитие зрительного восприяти , памяти и концентрации

внимания.

– Вот следующее задание. Ёжик просит вас рассказать, как выглядит буква “Ё”.

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки

Словно к лестнице гвоздочки. (Показ рисунка Ё)

– Ёжик очень хочет посмотреть, как вы работаете с буквой “Ё”.

Для этого он придумал следующее задание, которое мы будем выполнять в тетради.

5) Упражнение на развитие мелкой моторики.

Работа в тетради.

– Но прежде, чем вы начнете работать в тетради, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы легче было писать.

Наши пальчики сожмём,
А потом их разожмём,
Снова пальчики сожмём,
И конечно разожмём,
А теперь потрём ладошки,
И подуем в них немножко.
Каждый пальчик друг и брат,
И писать он будет рад.

Теперь приступаем к заданию…

6) Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

– “Буквы наоборот и правильно написанные” – подчеркнуть правильное написание.

– “Обведи в кружок букву Ё” – среди схожих по написанию букв – Е, Ё, Э, З, С.

Молодцы, все справились с заданием, а теперь посмотрите на следующее задание.

7) Упражнение на развитие пространственных отношений.

На доске напечатанные буквы. Для выполнения этого задания, нам надо повторить, где право, где лево:

– Поднимите правую руку вверх;

– поднимите левую руку вверх;

Теперь посмотрите – на доске написаны буквы:

Е К Ё З С Э

Что находится справа от “Ё” (слева, между, посредине)?

С буквой “Ё” вы поработали. Теперь ёжик хотел бы узнать, как вы слышите “Ё” в словах.

III. Упражнение на развитие слухо-моторной координации.

Для этого необходимо выполнить такое задание. Ёжик вас просит “Будьте внимательными” – когда услышите в слове “Ё” надо встать, а когда нет в слове “Ё” надо сесть. (Физминутка).

Мёд, юла, енот, ёлка, пенёк, свинья, плёнка, этажи, ёлка, валенки, поросёнок (6 слов).

8) Упражнение на предупреждение акустической дисграфии и активизации в речи новых слов.

Ёжик для вас приготовил ещё одно интересное задание. Игра “Наоборот” – замени “О” на “Ё” в слогах.

Мо – мё, ло – лё, ро – рё, то – тё, во – в, ко – кё …..

Теперь я говорю слово, а вы также должны заменить “О” на “Ё”.

Нос – нёс воз – вёз

– Изменилось ли значение слов?

– НОС – часть лица;

– НЁС – действие. Когда что – либо человек перемещает с одного места на другое.

– ВОЗ – колёсная повозка или сани (словарная работа)

– ВЁЗ – действие. Когда что – либо человек перевозит.

9) Стимулирующие упражнения.

Ребята, ёжик для вас приготовил интересную сказку.

Чтобы её внимательно слушать, давайте потрём ушки (самомассаж ушных раковин), поморгаем глазками (зрительная гимнастика), погладим себя по голове (релаксация). Вот теперь все готовы слушать.

10) Упражнение на развитие слухового восприятия.

Сказка “Почему Ё всегда ударная”.

Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву “Ё”. И вот, оказывается, почему буква “Ё” всегда ударная.

11) Работа над многозначностью слова.

А как вы думаете, что за “шишки” упали с ели? (Шишки – это плоды хвойных деревьев;)

А какие шишки набила буква “Ё”? (Шишки – это бугорок, округлая выпуклость на теле у человека или животного, а сказке имеется ввиду на “голове” у буквы “Ё”)

А теперь ещё раз вернёмся к сказке!

12) Упражнение на развитие зрительной памяти.

– Если в слове есть буква “Ё”, значит, ударение будет падать на букву “Ё”.

(показ печатной буквы Ё – прописной и строчной).

– Чем похожи “Е” и “Ё” и чем отличаются? (написанием, элементами; точками наверху)

– Чем отличается “Ё” от “ё”? (тем же).

13) Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.

Чтобы запомнить, то о чём мы сейчас прочитали в сказке, ёжик придумал для вас ещё одно задание. Посмотрите, какое дерево нарисовал для вас ёжик. Не простое, а “слоговое дерево”. На нём выросли слоги, но все перепутались. Составь из рассыпавшихся слогов слова, с последующим составлением звуковой схемы и постановкой ударения.

Лё – ня рё – вы тё – тя

Молодцы, хорошо поработали, пора и отдохнуть. Давайте покажем ёжику про него физминутку:

IV. Физминутка (упражнение на развитие зрительно – моторной координации).

Колкий ёжик вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И спросил енота ёж:

– Ты мне спинку не потрёшь?

14) Формирование функционального базиса навыка чтения и развитие логического мышления.

О ком мы сейчас говорили в стихотворении? (о ёжике). Как называют у ежа детёныша? (ежонок).

А где живет ёж? (в норе). Ёжик попросил меня раздать вам задания. Он хочет узнать, как зовут других детёнышей животных. И кто, где живёт.

    • Для I подгруппы – прочитайте, как называют родителей и их детёнышей. И будьте готовы ответить мне на вопрос, в каком слове есть буква “Ё” и где она находится? (Листочки с яблоками)
    • II подгруппе – прочитать предложение. Подумайте кто, где живёт, и соедините стрелочками начало предложения с концом предложения (листочки с грибами).

У каждого ребёнка индивидуальная карточка.

У кошки – котёнок.
У козы – козлёнок.
У лисы – лисёнок. (Слабой подгруппе – прочитать) – Артём, Ваня, Саша, Женя, Миша, Надя.
У коровы – телёнок.
У лошади – жеребёнок.

ЁЖ живёт в воде.

Ёрш живёт в лесу. (Сильной подгруппе – соединить стрелочками) – Витя, Никита, Дима,

Ёлка растёт в норе. Тахмина, Паша.

15) Упражнение на развитие языкового чутья.

Ёжик предлагает вам интересное задание. Он приготовил предложения, и считает, что они написаны правильно. А вы как считаете? Давайте прочитаем.

“Скажи правильно”. – Измени слова в скобках по смыслу (на доске или таблицей)

Лёня (несу) ёжика. – Несёт

Алёша (зову) котёнка. – Зовёт

Алёна (веду) козлёнка. – Ведёт

V. Итог занятия:

Скажите, пожалуйста. Сегодня вы придёте на продлёнку к Любови Александровне и что ей расскажете о нашем занятии? Чему вы сегодня научились? (ответы детей).

VI. Рефлексия:

А сейчас я вам предлагаю выбрать одного из двух ёжиков. На одной из картинок ёжик улыбается, ему всё понравилось, он остался доволен нашим занятием. А на другой картинке ёжик лежит, даже как будто засыпает. Видимо, чем–то остался недоволен ёжик после занятия. Я вам предлагаю выбрать ёжика подходящего вашему настроение после занятия.

Спасибо за занятие. Занятие окончено.