Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) "Формирование речевых умений и навыков через активизацию языковой компетентности в области изобразительного искусства на примере описания картины Е.А. Широкова «Друзья»"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Особую роль в воспитании речевого развития в школе составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и, прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

В процессе ознакомления с произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством.

В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.

В ходе данного урока учащиеся не только обобщают знания по теме “Виды и жанры изобразительного искусства”, но и активно их используют, выстраивая свой ответ при анализе картины. Урок несет широкую практическую направленность, поскольку учащиеся подходят к этапу написанию сочинения, имея представление о личности художника, основной тематике его работ. Возможности мультимедиа презентации позволяют ярко и динамично представить данный материал.

В ходе фронтальной беседы проводится обсуждение значения слова “друг”. Учащиеся охотно высказывают свои представления о дружбе, своих друзьях и о том, чем заинтересовали художника герои его картины.

Работа над материалом, необходимым для описания картины, основывается на повторении о видах текста-описания, беседе по вопросам, способствующим сбору материалов для написания сочинения. Параллельно ведется работа над заполнением таблицы, используемой для описания внешности героя, подбор синонимов и эпитетов; написанием словарных слов и слов с трудными орфограммами.

После этого учащиеся составляют примерный план сочинения на основе изученного материала на уроке. Работа ведется устно, а затем включается слайд, дающий возможность учащимся проверить, верно, ли они составили примерный план сочинения. Представленный на слайде вариант плана записывается учащимися в тетради по развитию речи.

Учитель уделяет внимание на то, что подобрав эпиграф к сочинению – работа приобретёт ещё более элегантное оформление.

На заключительном этапе урока с целью проверки восприятия изученного учитель предлагает учащимся, используя подготовленные в ходе урока материалы, составить устное описание картины. Также учащиеся фронтально дают ответы на вопрос учителя, о том, что нового сегодня узнали на уроке.

Заканчивается урок записью домашнего задания: написать сочинение по картине. (Репродукция картины представлена у учащихся в учебниках).

Цели урока:

  • Обобщить знания по теме “Виды и жанры изобразительного искусства”;
  • познакомить с творчеством художника Е.А Широкова;
  • подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам.

Задачи:

  • совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием, анализируя художественное произведение.
  • формирование навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций;
  • воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни;

Оборудование:

Зрительный ряд: презентация, учебники русского языка 7класс.

ТСО: мультимедиа-проектор, орфографические словари, тетради для творческих работ.

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов, синонимов; коллективное обсуждение и рецензирование ответов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока. (Слайд 1)

Учитель русского языка.

Сегодня нам предстоит написать сочинение-описание по картине. В этом вам помогут знания и умения, которые вы получаете на уроках изобразительного искусства.

Наш урок необычен: вести его будем я и учитель ИЗО. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка и ИЗО, научились правильно анализировать художественное произведение и использовать этот навык для написания сочинения-описания по картине.

III. Актуализация знаний по теме “Виды и жанры изобразительного искусства”.

Учитель ИЗО

Вопрос ученикам: Мы уже знакомы с таким понятием как виды изобразительного искусства. Какие изобразительные виды искусств вы знаете? (Живопись, скульптура, графика, архитектура)

Учитель: Произведения изобразительного искусства принято делить на жанры, давайте вспомним основные жанры в искусстве. (Портрет, пейзаж, натюрморт).

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий в жизни – сюжетно-тематическая картина

Картина – станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и является итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью.

Создавая картину, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение.

Понятие картины прилагается, прежде всего, к произведениям сюжетно-тематического характера, основу которых составляет изображение важных исторических, мифологических или общественных событий, человеческих действий, мыслей и эмоций в сложных композициях. Поэтому в развитии живописи картина играет ведущую роль. ( Слайд 3)

В свою очередь каждый жанр имеет свои подразделения – жанровые разновидности. Жанровые разновидности сюжетно – тематической картины: исторический, батальный, религиозно – мифологический, сказочно – былинный и бытовой.

Исторический жанр – изображение значимых исторических событий, явлений. Обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их было признано современниками. (Слайд 4)

Батальный жанр – Жанр – изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. ( Слайд 5)

Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также отражать современную художнику жизнь армии и флота.( Слайд 6)

Художники – баталисты, как правило, стремятся правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но порой в своих произведениях они разоблачают античеловеческую сущность войны. ( Слайд 7)

Религиозно-мифологический жанр посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы и библейские сюжеты. Мифы, легенды, предания есть у всех народ мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. (Слайд 8)

Собственно именно, как жанр в искусстве, сформировался в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатившие сюжеты для картин Боттичелли, Джорджоне, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. (Слайд 9)

Еще в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушек и мамы, но и из книг, картин на сказочную тематику. И так, давайте познакомимся с самым особым и любимым детьми жанром – жанр сказки и былины. (Слайд 10)

Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. (Слайд 11)

Но не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изображать на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра. (Слайд 12)

В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине 18 века, он считался низшим, недостойным внимания художника. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, этюды и наброски, рассказывающие о событиях повседневной жизни. (Слайд 13)

Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе свет или тень…. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность.

Вопрос ученикам: Как вы думаете, что является главным предметом изображения в искусстве?

Вариант правильного ответа: Человек, его духовный мир.

Учитель. Главным предметом изображения в искусстве является человек, и разные виды искусства создают его портрет. О чем бы не говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости или печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым.

Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом. ( Слайд 14)

Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. Портреты принято делить на парадный, парный, групповой.

Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. ( Слайд 15)

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют парный и групповой. (Слайд 16 и 17)

Можно выделить еще автопортрет – изображение художником самого себя.

Давайте, обратим внимание на следующий слайд (Слайд 18).

IV. Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова.

Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова.

Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века.

Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.

Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского (Слайд 19) и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести “Пастух и пастушка”. За этим занятием и изобразил его Широков. (Слайд 20)

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства – Государственной Третьяковской галерее.

Портрет в литературном произведении – это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека. (Слайд 21)

Мысли, переживания и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в чувственности цвета, через его изменение (звонкость, приглушенность, теплоту, холодность и т.д.). Зрительно, через цвет, мы учимся воспринимать тончайшие переживания художника, глубже, полнее понимать сложные эмоции людей – радость, грусть, печаль, волнение и т.д.

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.

Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.

Волнующее воздействие – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что:

красный – согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;

оранжевый – веселый, радостный, пламенный, добрый;

зеленый – спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий – серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый – 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.

У: Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения.

У: К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины).

У: Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

У: Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?

Сегодня наш урок посвящен подготовке к сочинению по картине Е.Н. Широкова “Друзья”. В этом вам помогут знания, которые вы получили на уроках изобразительного искусства.

Запишите в тетрадях для творческих работ число и тему сочинения.

Учитель русского языка

Портрет в литературном произведении – это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека. Это и является нашей задачей при описании внешности по картине – попытаться раскрыть и понять внутренний мир героя.

V. Подготовка к сочинению (Слайд 22)

  • Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение
  • Что такое повествование? Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях
  • Что такое рассуждение? Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу
  • Что такое описание? Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем
  • Что можно описывать? Человека, природу, предметы, картину, обстановку (интерьер)
  • Каков тип нашего сочинения? Описание
  • Что мы должны описать? Внешность мальчика
  • В каком стиле мы должны его описать? В художественном
  • Что необходимо использовать в художественном стиле? Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения

У: Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.

— Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?

— Какой смысл вы вкладываете в слово дружба?

“Друг” – (словарь С.И.Ожегова)

1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Не зря народная мудрость гласит: Старый друг лучше новых двух. (Пословица)

У: Как вы думаете, почему художника заинтересовали эти герои?

У: Согласны ли вы, что можно многое прочесть, вглядываясь в лица окружающих людей?

У: Какие “говорящие лица” бывают?

У: Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность? (Слайд 23)

Учитель: Глаза – зеркало души

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Слайд 24

У: Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (воображение, память, прочитанное, наблюдение.

У: Правильно. Попробуйте соотнести темы сочинений с источниками описания внешности. Слайд 25

  • “Моя сестра смотрит телевизор”
  • “Мой товарищ несколько лет назад”
  • “Лев Николаевич Толстой на картине Репина”
  • “Портрет моего друга через десять лет”
  • “Мальчики из рассказа Тургенева “Бежин луг””

1 задание

Я думаю, вы согласитесь, что при общении важно уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души. Вот и сейчас я прошу вас посмотреть внимательно на своего соседа по парте и составить словесный портрет. Постарайтесь подобрать выразительные эпитеты.

2 задание слайд 26

У: Для описания внешности, можно использовать разные стили речи,

Чем будут отличаться такие описания?

О: Лексикой, языковыми средствами.

Где мы встретим научное описание?

Где применяется Официально-деловой стиль речи в описании?

Разговорный – в беседе Художественный – в литературе.

У: Таким образом, от чего будет зависеть выбор стиля речи для описания?

О: От того какие лексические средства приемлемы и более понятны в определенном круге общения. Слайд 27

У: Теперь задание сложнее: Перед вами уже знакомый вам портрет девочки.

Попробуем описать ее внешность, используя лексику сразу нескольких стилей речи.

Получилось ли у нас описание, которое можно использовать в сочинении? Почему?

О: Нет, т.к. нарушено стилевое единство.

У: Правильно. Вот и в своих сочинениях старайтесь не допустить подобной ошибки.

Вернемся к нашей картине.

Составим таблицу ключевых слов, которые помогут нам в описании.

Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? хозяин собаки, он.

Составление таблицы. (Слайд 28)

У: Каким настроением проникнуты оба персонажа?

— Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?

— На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание?

О: Лицо и глаза

У: Каким вам представляется четвероногий друг мальчика (опишите собаку?)

(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга)

У: Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?

(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).

У: Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

Чем огорчен мальчик?

– Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами)

У. Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?

— Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.

— Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

VI. Составление плана сочинения (Слайд 24)

План необходимо составлять перед каждым сочинением, чтобы ваша работа была логичной, одно предложение было связано с другим, чтобы ничего не забыть)

— Сколько частей будет в вашем сочинении?

— О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины)

У. О чём мы будем писать в основной части сочинения?

Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения

С чего начать описывать картину?

— Описанию чего уделите особое внимание?

Описанию мальчика, его грустн лица и таких же печальных глаз собаки

Какая это порода собак?

Материалы к сочинению (ребята перечерчивают таблицу и по ходу последующей беседы её заполняют)

О чем напишите в заключении? Слайд 29

План.

I. Е.А. Широков – замечательный русский художник.

II. Описание картины “Друзья”.

  • Общее описание картины (описание изображённого на первом и заднем плане картины).
  • Описание главных героев.
  • Значение цвета в пейзаже художника.

III. Настроение, которое оставляет картина.

– Теперь по горячим следам попробуйте описать картину письменно.

– О правописании трудных слов можете справиться в орфографических словарях.

– Используйте в своей работе сложные предложения.

Советы (слайд 30)

У: Если подберёте эпиграф – работа приобретёт ещё более элегантное оформление.

VII. Написание черновика сочинения

VIII Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.

IX. Итог урока.

Оценить наиболее активно работавших учеников.

Ребята, как вы считаете, поможет вам сегодняшний урок написать сочинение?

Учитель русского языка делает выводы о достижении цели урока.

Список литературы:

  1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, владос,1994.
  2. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
  3. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992
  4. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2002 г.
  6. Словарь синонимов. – М.: ТОМ, 1997г.